Рефераты |
|
"Роман «Мы»" Фантастика Замятина
убедительна,
потому что не писатель шел
к ней, а она к нему.
Ю. Тынянов
Имя Евгения Ивановича
Замятина почти не известно широкому кругу российских читателей. Произведения,
написанные автором в 20-е годы, были напечатаны в конце 80-х.
Последние годы жизни писатель провел во Франции, где и скончался в 1937 году,
но сам себя он никогда не считал эмигрантом — жил в Париже с советским
паспортом.
Творчество Е. Замятина чрезвычайно многообразно. Им написано большое
количество повестей и романов, среди которых “Мы” занимает особое место.
Во все времена были писатели, которые старались создать некую идеальную
модель будущего общества. Благодаря этим гениям-безумцам человечество
мечтало об идеальном мире в “Утопии” Т. Мора, “Городе Солнца” Т. Кампанеллы
и идеальном государственном устройстве, описанном Н. Г. Чернышевским в
романе “Что делать?”.
Во всех этих произведениях авторы более или менее подробно описывали
устройство будущего идеального мира, в котором предстояло жить счастливому
человеку.
Е. Замятин же создает роман “Мы” в виде дневниковых записей одного из “счастливцев”.
Город-государство будущего наполнен яркими лучами ласкового солнца. Всеобщее
равенство неоднократно подтверждается самим героем-рассказчиком. Он выводит
математическую формулу, доказывая себе и нам, читателям, что “свобода и
преступление так же неразрывно связаны между собой, как движение и скорость...”.
Счастье же он видит в ограничении свободы.
Постепенно из отрывочных, эмоциональных записей героя встает картина
“идеально устроенного мира”. Жизнь людей расписана по часам и минутам.
Исключения нет ни для кого. Все живут в одинаковых прозрачных комнатах,
встают по звонку, едят пышно-нефтяную еду (ровно 50 жевательных движений на
кусочек), поют гимны, прогуливаются строем в свободное время, даже интимная
жизнь регламентирована. Но всегда находятся безумцы-еретики, которые
недовольны существующим порядком.
Замятин считал, что “еретики” двигают прогресс. Этими взглядами писатель
близок горьковскому положению: “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!”
Да здравствуют безумцы! Вопреки всему: логике, здравому смыслу, инстинкту
самосохранения они идут вперед, гибнут, но “вращают” планету. Их не
устраивает общество “всеобщего счастья и разума”, они предпочитают умереть,
чем прозябать в этом обществе всеобщего благоденствия. Мыслить, быть
индивидуальностью — это уже еретичество, наказуемое смертью. Государство
единомыслия не терпит индивидуальностей. Ему нужны покорные исполнители, а
не творцы.
Город-государство, описанный Замятиным в романе “Мы”, временно торжествует
над бунтарями-одиночками, посмевшими выступить против всеобщего счастья. Они
смяты безжалостной машиной подавления. Кажется, зло восторжествовало.
Становится страшно. Но ведь именно такого результата и хотел добиться
писатель. Несовершенно то общество, которое уничтожает инакомыслие,
вытравливая из людей вместе с индивидуальностью и способность рассуждать,
думать, мечтать. В далекие 20-е годы писатель как бы предвидел создание
германского рейха с его “новым порядком”, социалистического рая,
создаваемого в СССР. В антиутопии все несколько утрировано, саркастически
заострено. Писатель не хотел ужаснуть своих читателей, но предостеречь от
подобного рая, и довольно серьезно, он все же ставил своей задачей. Что ж,
ему это удалось!
<<к выбору сочинения |
|
|