Рефераты |
|
"Социальный прогноз Е. Замятина и реальность xx века (по
роману «Мы»)" Настоящая литература может быть
только там, где ее делают не
исполнительные и благонадежные.
а безумные еретики.
Е. Замятин
Евгений
Иванович Замятин стал печататься с 1913 года, и с этого времени приобрели
популярность его повести “Уездное”, “На куличках”, “Островитяне” и другие.
Роман “Мы”, написанный автором в 1921 году, увидел свет в России лишь в 1988
году.
Столь долгий путь произведения к своему читателю объясняется необычностью
романа. Это антиутопия, в которой автор пытается создать картину будущего
мира, начало которому закладывали большевики.
Безусловно, писатель заостряет проблему, акцентируя внимание читателей на
серьезных вопросах: что несет человечеству отказ от демократии? Как скажется
в будущем формальное отношение к выборам, единогласное одобрение постулатов
правителя, отсутствие в стране оппозиции?
Во всем этом Замятин видел опасные тенденции, которые могут привести
человечество к единомыслию, жизни в полицейском государстве, где невозможно
будет развиваться личностям, а лишь “роботам”, каждый час которых будет
расписан и регламентирован. Одинаковость всех, отказ от индивидуальностей
несет серьезные последствия. Когда все думают одинаково, ходят строем на
прогулку, одеты в униформу и живут в однотипных жилищах, просвечивающихся
насквозь,— что может быть страшнее и нелепее? По мнению героя-рассказчика
романа “Мы”: “Освобождение? Изумительно: до чего в человеческой породе
живучи преступные инстинкты. Я сознательно говорю: “преступные”. Свобода и
преступление так же неразлучно связаны между собой, как... скорость и
движение...”
В антиутопии “Мы” Замятин показал, как можно заорганизовать жизнь человека,
превратить его в послушную машину, которая будет выполнять любую работу,
соглашаться на разные нелепости. Причем такая жизнь вполне устраивает
жителей этой страны. Они счастливы, что живут в неком “идеальном” сообществе,
где нет необходимости мыслить, что-то решать. Даже выборы главы государства
доведены до абсурда. Уже несколько лет выбирают одного из одного,
подтверждая полномочия “Благодетеля”.
Государство смогло сделать самое страшное — убить в людях душу. Они потеряли
ее вместе со своими именами. Теперь лишь номера отличают одного индивидуума
от другого.
Свое возрождение Д-503 воспринимает как катастрофу и болезнь, когда врач
говорит ему: “Плохо ваше дело! По-видимому, у вас образовалась душа”.
На время Д-503 пытается вырваться из обыденного круга, оказывается среди
бунтарей. Но привычка жить по давно заведенному порядку оказывается сильнее
любви, привязанностей, любопытства. В конце концов страх перемен и привычка
к послушанию побеждают было возродившуюся, но еще не окрепшую душу.
Спокойнее жить по-прежнему, без потрясений, без мыслей о завтрашнем дне,
вообще ни о чем не заботясь. Опять все хорошо: “Никакого бреда, никаких
нелепых метафор, никаких чувств: только факты. Потому что я здоров, я
совершенно, абсолютно здоров... из головы вытащили какую-то занозу, в голове
легко, пусто...”
Ярко и убедительно Замятин показал, как возникает конфликт между
человеческой личностью и бесчеловечным общественным укладом, конфликт, резко
противопоставляющий антиутопию идиллической, описательной утопии.
Произведение талантливо и образно показало путь человечества к полицейскому
государству, существующему не для человека, а для себя. Не так ли и в СССР
шло строительство “монстра” для себя, а не для людей? Именно поэтому роман
Замятина “Мы” не печатался на родине писателя долгие годы. В своем
произведении автор очень убедительно показал, к чему можно прийти в
результате строительства “счастливого будущего”.
<<к выбору сочинения |
|
|