Рефераты |
|
"Идейный смысл романа Замятина «Мы»"
Дж. Оруэлл сказал в 1932
году о романе Е. Замятина “Мы”: “...Этот роман — сигнал об опасности,
угрожающей человеку, человечеству от гипертрофированной власти машин и
власти государства — все равно какого”. Эта оценка идейного содержания
романа достаточно правдива. Но все-таки его смысл не сводится только к
критике машинной цивилизации и отрицанию какой бы то ни было власти.
В антиутопии Замятина, написанной в 1920 году, “сдержится явный намек на
реалии революционных преобразований в России. Со свойственным ему даром
предвидения Замятин говорит своим романом, что выбранный новым руководством
страны путь уводит от светлых идей социализма. Писатель уже в первые
послереволюционные годы стал замечать в “новой” жизни настораживающие
тенденции: излишнюю жестокость власти, разрушение классической культуры и
других традиций в жизни общества, например, в области семейных отношений.
Время доказало обоснованность полемики Замятина с политической практикой
первых лет Советской власти — именно так можно определить задачу автора
романа “Мы”.
Действие в романе перенесено в далекое будущее. После окончания Великой
Двухсотлетней Войны между городом и деревней человечество решило проблему
голода — была изобретена нефтяная пища. При этом выжило 0, 2 % населения
земли. Эти люди и стали гражданами Единого Государства. После “победы” над
голодом, государство “повело наступление против другого владыки мира —
против Любви”. Был провозглашен исторический сексуальный закон: “Всякий из
нумеров имеет право, как на сексуальный продукт, на любой нумер”. Для
нумеров определили подходящий табель сексуальных дней и выдавали розовую
талонную книжку.
О жизни Единого Государства — “высочайших вершинах в человеческой истории” —
рассказывает в романе талантливый инженер Д-503, ведущий записи для потомков.
В его дневниках раскрыты особенности политики, культуры Единого Государства,
характерные взаимоотношения между людьми. В начале романа Д-503
придерживается традиционных для людей Единого Государства взглядов. Затем
под влиянием знакомства с революционеркой .1-330 и любви к ней многое в его
мировоззрении меняется.
Сначала Д-503 предстает перед нами как восторженный почитатель Благодетеля.
Он восхищается достигнутым в государстве равенством: все нумера одинаково
одеты, живут в одинаковых условиях, имеют равное сексуальное право. Очевидно,
что автор романа не согласен с рассказчиком. То, что Д-503 кажется
равенством, расценивается Замятиным как ужасающая одинаковость. Вот как он
описывает прогулку: “Мы шли так, как всегда, то есть так, как изображены
воины на ассирийских памятниках: тысяча голов — две слитных интегральных
ноги, две интегральных в размахе руки”. Это же видно и во время выборов
главы Государства, результат которых предрешен заранее: “История Единого
Государства не знает случая, чтобы в этот торжественный день хотя бы один
голос осмелился нарушить торжественный унисон”. В рассуждениях же Д-503 о
беспорядочности “выборов у древних” как бы от противного раскрывается
позиция автора. Демократические выборы он считает единственно приемлемыми.
Замятин с удивительной прозорливостью описал ту пародию на выборы, которая в
Стране Советов долгое время выдавалась за сами выборы. Кандидат на пост
главы Единого Государства всегда один и тот же — Благодетель. При этом в
государстве провозглашено народовластие...
В романе показана жизнь типичного тоталитарного государства, со всеми
присущими ему атрибутами. Здесь и слежки за нумерами, и преследования
инакомыслящих. Интересы людей полностью подчинены интересам государства. У
нумеров не может быть индивидуальности, на то они и нумера, чтобы отличаться
только своим порядковым числом. Коллективное стоит в таком государстве на
первом плане: “"Мы" — от бога, а "Я" — от диавола”. Семья здесь подменена
талонным правом. Да и жилье, предоставленное нумерам, навряд ли можно
назвать домом. Они живут в многоэтажных домах, в комнатах с прозрачными
стенами, благодаря чему за ними можно беспрепятственно вести наблюдение.
Единое Государство нашло управу на непослушных — в результате Великой
операции, которой были насильственно подвергнуты все нумера, им была
вырезана фантазия. Куда надежнее защита от инакомыслия! Замятин пишет, что в
результате этой операции герои становятся похожими на “какие-то
человекообразные тракторы”. Д-503 после операции окончательно отказывается
от возникших у него под влиянием “1-330 дерзких мыслей. Теперь он не
колеблясь идет в Бюро Хранителей и доносит на повстанцев. Он становится
“достойным гражданином Единого Государства”. Так сбылись слова Благодетеля о
рае, как о месте, где пребывают блаженные, лишенные желаний люди с
вырезанной фантазией.
В Едином Государстве проводятся эксперименты не только над людьми. Мы видим,
во что превращается природная среда. В городе, где в основном происходит
действие, нет ничего живого. Мы не слышим птиц, шелеста деревьев, не видим
солнца (солнце, светившее в мире древних, казалось Д-503 “диким”).
Технократическому городу-государству противопоставлен в романе мир за Стеной
— Живая Природа. Там, за Стеной, жили “естественные” люди — потомки тех, кто
ушел после двухсотлетней войны в леса. В жизни этих людей есть свобода, они
воспринимают окружающий мир эмоционально. Однако Замятин не считает этих
людей идеальными — они далеки от технического прогресса, поэтому их общество
находится в примитивной стадии развития.
Тем самым Евгений Замятин выступает за формирование гармоничного человека.
Нумера и “естественные” люди — это крайности. Мечты Замятина о гармоничном
человеке можно найти в размышлениях Д-503 о “лесных” людях и нумерах: “Кто
они? Половина, которую мы потеряли, Н2 и О ...нужно, чтобы
половины соединились...”
Идейный смысл произведения раскрывается в сцене восстания членов
революционной организации “Мефи” и ее сторонников. Стена, отделяющая
тоталитарный мир города-государства от свободного мира, взорвана. В городе
сразу раздается птичий гомон — туда приходит жизнь. Но восстание в романе
разгромлено, и город опять отделен от внешнего мира. Единое Государство
вновь воздвигло стену, навсегда отрезавшую людей от свободной жизни. Но
конец романа не безнадежен: за Стену, к “лесным” людям удалось уйти
“противозаконной матери” О-90. Родившийся в естественном Мире ее ребенок от
Д-503, по замыслу Замятина, должен стать одним из первых совершенных людей,
в котором соединятся две распавшиеся половины.
Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических
проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и
личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает,
что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и
интересами своих граждан, с их правом на выбор. Политическое значение романа
“Мы” точно определил историк Ч. Уолш: “Замятин и другие авторы антиутопий
предупреждают нас не об ошибочных политических теориях, но о том чудовищном,
во что может вылиться изначально хорошее политическое движение, если оно
извращается”.
Судьба этого произведения, которое впервые было опубликовано на родине
автора только спустя почти 70 лет, в 1988 году, доказывает его острую
проблематику и политическую направленность. Недаром роман вызвал в России в
20-х годах живой интерес, хотя современники Замятина не могли его увидеть
напечатанным. Это произведение будет актуальным всегда — как предупреждение
о том, как разрушает тоталитаризм естественную гармонию мира и личности.
<<к выбору сочинения |
|
|