| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
МОЛИТВА В ЖИЗНИ ГЕРОЕВ <ВОЙНЫ И МИРА>.
Неповторимое своеобразие
романа Толстого <Война и мир> не подлежит доказательству. Что же скрывается
за этим простым и лаконичным на первый взгляд названием - <Война и мир>?
За-крывая последнюю страницу, ты уже теряешься в потоке значений этой
антитезы. И вслед за названием множество смысловых оттен-ков приобретает и
содержание книги. И слово <роман> уже, на мой взгляд, не подходит ей. Скорее
здесь уместно название самого авто-ра <Новое писание>. Собственное осознание
Толстым Евангелия, его понимание божественной сущности. И, несомненно, для
персо-нажей произведения, наполненного подобным смыслом, бог, духов-ные
искания, <свет> играют основную роль в жизни. И путь к бо-жественным
вершинам, к общению с Богом через благодатную, все-могущую молитву известен
и им. Для каждого из них это своя до-рога, свое откровение, однако все они
обретают искомое. Попытаем-ся рассмотреть роль молитвы в произведении
Толстого <Война и мир>.Для начала нужно поговорить о <божественной сущности>
про-изведения в целом. И здесь прежде всего хочется сказать о том, что в
этой импровизированной <модели мироустройства> также есть об-щепринятая
градация на существа <низкие, дьявольские>, людей обычных - <между небом и
адом> и существ высших, <обладаю-щих божественным светом>. И соответственно
для первых путь к небесным откровениям закрыт, вторые обращаются к помощи
про-стой молитвы и через нее ищут свою ниточку к небесам, третьи же, сами
являясь по сущности небесными созданиями, идут к понима-нию истины путем
неординарных, сложных и мучительных изыс-каний. В своем сочинении я буду
говорить, конечно же. о послед-них двух, сердца которых открыты для
прозрения. Как и герои До-стоевского, они проходят свой путь надежд и
страданий, в котором они обретают себя, обретают Бога.И первый персонаж,
духовное возрождение которого я хотела бы описать, - это Наташа Ростова. Из
маленькой девочки, дарив-шей счастье всем вокруг и видевшей лишь <свет> в
жизни, она пре-вратилась в зрелую женщину, способную сострадать. И путь этот
начинается с ее знакомства с князем Андреем. <Неуемная сущ-ность> его
пробуждает в Наташе неведомые ей до сих пор силы, за-ставляет волноваться ее
<детский, розовый мир>. Однако не через великое счастье лежит путь к
возрождению, а лишь через испыта-ния. И таким испытанием <огнем> для Наташи
становится Ана-толь. После неудавшегося бегства с ним она, казалось бы,
умирает, но это лишь низшая ступень, первая в ее <подъеме>. И вот оно, то
вечное лекарство, что возрождает ее к новой жизни, - благодатная молитва. Да
это и неудивительно, ведь болезнь ее была болезнью души, а не тела. И в
молитве она чувствует возможность очищения души. Именно в молитве она
находит успокоение: вернувшись от причастия, в первое <возрожденное>
воскресенье, она в первый раз ощущает себя спокойной и готовой к будущей
жизни. Постепенно через молитву она учится терпению и состраданию, открывает
для себя божественный свет. Наташа молилась за прощение своих гре-хов,
молилась и за счастье окружавших ее людей. И в этом плане очень интересна
последняя молитва в домовой церкви Разумовских в ту упомянутую Толстым
субботу 11 июля. Наташа в душе своей не может молиться за попрание врагов
своих, истинная вера не по-зволяет ей этого. И именно в этой молитве
раскрывается наша <новая> Наташа, Наташа, открытая для Бога, для любви,
умеющая слушать и сострадать.Следующий персонаж, который мне хотелось бы
показать в своем сочинении, - это княжна Марья. О роли Бога в ее жизни можно
сказать, несомненно, очень многое. Для нее молитва значи-ла практически все.
Она была ее <жизненной ниточкой>; ведь жизнь без Бога она себе не мыслила. А
это самый короткий и доступный путь к божественному благословению. Причем
своими мо-литвами она больше старается оградить от несчастий своих близ-ких,
нежели себя. Ее христианская сущность требует жертв, она не дает ей долго
задумываться о своей судьбе. Не случайно дом ее всег-да полон странниц, да и
сама она думает о том, чтобы стать одной из них. Поэтому для нее так важно,
чтобы князь Андрей принял от нее образок. Так она пытается защитить его, так
ей кажется легче вымолить у Бога защиту для него. Молитва - ее надежда, ее
спасе-ние, ее <подруга>, ее <жизненная сила>. Она живет в мире <света> и
молитв, и это единственная возможность для нее выжить в жесто-ком мире. Не
будь у нее возможности общения с Богом - и жизнь не имела бы смысла.Далее
хотелось бы рассказать о двух существах высших, о двух толстовских любимых
героях, князе Андрее и Пьере. Они ищут смысл жизни через свои особенные <молитвы>.
И каждый неосто-рожный шаг оставляет рану в их душах.Хотя искания Пьера
все-таки более близки к традиционным способам. Став масоном, он тоже ищет
свой путь к Богу. Его молит-ва - это его дела. Стараясь соответствовать
масонским заветам, он надеется обрести себя, надеется стать ближе к Богу,
найти смысл жизни. Своеобразным свершением <покаянных молитв> можно на-звать
и его масонские дневники, в которых он записывал свои дея-ния после
вступления в ложу масонов.Князь Андрей же приходит к Богу, к молитве путем
поиска смысла жизни. Причем интересно, что он как бы со снисхождением
относится к набожности княжны Марьи, однако сам стремится к христианской
добродетели, стремится к тому, чтобы приносить пользу людям. И закономерный
исход его жизни предопределен. Он все равно возвращается на небо, находит
свой путь, свою молитву. Его молитвы услышаны, он находит то, что
искал.Нельзя не отметить и силу молитвы для народа в целом. Вспом-нить хотя
бы молитву войска Смоленской Божьей матери перед Бо-родином, эти <однообразно
жадно смотревшие> на икону лица. На-конец, выход Кутузова: <Он перекрестился
привычным жестом, до-стал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою
седую голо-ву>. Испытываешь ощущение какой-то благодатной минуты тиши-ны и
единства, единства всех людей - равных для Бога.И, заканчивая свое сочинение,
хотелось бы сказать, что тема молитвы далеко не исчерпывается приведенным
множеством примеров, достаточно вспомнить хотя бы рассуждения Николая
Росто-ва о молитве при воспоминании о Соне: <Да, молитва сдвинет гору...>
Молится и сама Соня. Молится, как всегда, за других. Од-нако опять же,
подводя итог, можно лишь еще раз сказать, что для персонажей этого
произведения молитва играет огромное значение как связь с Богом, надежда,
возрождение. Каждому из них она несет что-то светлое, что-то жизненно важное:
Наташа становится <настоящей> женщиной, князь Андрей находит свой смысл
жизни, княжна Марья - успокоение. |
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|