| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ Л. Н. ТОЛСТОГО.
Речь пойдет о любимой героине Толстого, значит, о Наташе Рос-товой? Нет. И
не об Анне Карениной, которую автор все-таки осуж-дает. Автор, заметьте, а
не читатели, им этого права автор не дает, что подчеркнуто уже в эпиграфе к
роману.Сказать, что Толстой создал целую галерею женских образов, - значит
ничего не сказать. <Певцом русской женщины> называли Тургенева; на мой
взгляд, это Гончаров. У Толстого мужские образы все-таки затмевают женские,
потому что его герои, как и герои До-стоевского, - это герои-идеологи. Но в
ряду героинь Толстого есть одна, так сказать, не просто героиня, а героиня
идеологическая. Это княжна Марья, а так как она не участвует в центральном
романном треугольнике, то о ней часто забывают, увлекаясь образом Наташи. А
зря. Да, Толстой любил Наташу, да, образ ее поэтичен (хотя и нена всем
протяжении книги), да, прототипом Наташи была обворожи-тельная Т. А. Берс.
Но прототипом княжны Марьи была мать Толс-того. Писатель не помнил матери,
портреты же ее даже не сохрани-лись и он создал в своем воображении ее
духовный облик. <Я молил-ся ее душе>, - говорил Толстой. Эта молитва всегда
помогала ему в трудные минуты жизни. Согласитесь, что это совсем другое
отноше-ние, чем увлечение хорошенькой артистичной девушкой. И это нало-жило
отпечаток на два главных женских образа <Войны и мира>.Толстой не сообщает
нам деталей внешности княжны Марьи. Она существует в ином, чем Наташа,
измерении. Наташа может быть сЬагтап!, может быть <совершенно дурною>, когда
плачет, но княжна Марья <всегда хорошела, когда плакала>. Ни один из
из-вестных мне авторов не написал чего-нибудь подобного о своей ге-роине.
Толстой как бы <не удостаивает> описания внешности княжны Марьи, потому что
природа ее иная - духовная. Мы знаем о ней, что светским щеголям она
казалась <дурною>. Себе она тоже казалась некрасивой, когда смотрела на себя
в зеркало. Анатоля Курагина, сразу отметившего достоинства <глаз>, <плеч> и
<волос> Наташи Ростовой, княжна Марья ничем таким не привлекала. Княжна
Марья не выезжает на балы, потому что живет одиноко в деревне, обществом
пустой и глупой компаньонки-фран-цуженки тяготится, смертельно боится
строгого отца, но ни на кого не обижается. Если и можно сравнить ее с
кем-либо из героинь рус-ской литературы, так это с Соней Мармеладовой,
которая тоже при-носит себя в жертву своей семье. Но эти две неброские
героини имеют главное - веру. Хороша или плоха эта их религия - другой
вопрос. Важно, что они обладают несокрушимой внутренней силой, такой
четкостью нравственного ориентира, какой не было у героев-мужчин. Соня и
княжна Марья - это эталон женщины-христиан-ки. И неважно, что Соня -
проститутка, а княжна Марья в начале книги затворница, а в конце счастливая
жена и мать. Это их не разводит на разные полюса. Скорее, наоборот, два
гениальных пи-сателя, не сговариваясь, показывают, что социальная, так
сказать, роль, социальный статус перед истинной верой - ничто.Как ни странно,
главные идеи о войне и мире высказывает в книге Толстого женщина - княжна
Марья. Она пишет в письме Жюли, что война - это знак того, что люди забыли
Бога. Это в на-чале произведения, еще до 1812 года и всех его ужасов. По
сути, к этой же мысли придет после многих жестоких сражений, после того, как
он видел смерть лицом к лицу, после плена, после тяже-лых ранений ее брат -
профессиональный военный, посмеивав-шийся над своей сестрой и называвший ее
<плаксой>.Княжна Марья предсказывает князю Андрею, что он поймет, что есть <счастье
прощать>. И он, повидавший Восток и Запад, переживший счастье и горе,
составлявший законы для России и диспозиции сражений, философствовавший с
Кутузовым, Сперан-ским и другими лучшими умами, перечитавший столько книг и
знакомый со всеми великими идеями века, - он поймет, что права была его
младшая сестра, которая проводила жизнь в захолустье, ни с кем не общалась,
трепетала перед отцом и разучивала слож-ные гаммы да плакала над задачами из
геометрии. Он действительно прощает смертельного врага - Анатоля. Обратила
ли княжна брата в свою веру? Сказать трудно. Он неизмеримо выше ее (как,
впрочем, и всех в книге) по своей проницательности, умению пони-мать людей и
события. Князь Андрей предсказывает участь Напо-леона, Сперанского, исход
сражений и мирных договоров, что не раз вызывало изумление критиков,
упрекавших Толстого в анахро-низмах, в отступлениях от верности эпохе, в <осовременивании>
Болконского и т. д. Но это особая тема. А вот участь самого князя Андрея
предсказала его сестра. Она знала, что он не погиб под Аустерлицем, и
молилась за него, как за живого (чем и спасла, навер-ное). Она поняла и то,
что на счету каждая минута, когда, не имея о брате никаких сведений,
пустилась в трудный путь из Воронежа в Ярославль по лесам, в которых
встречались уже отряды французов. Она знала, что он идет на смерть, и
предсказала ему, что он про-стит перед смертью своего злейшего врага. И
автор, заметьте, всег-да на ее стороне. Даже в сцене богучаровского бунта
права никогда не управлявшая имением робкая княжна, а не мужики,
предпола-гающие, что им лучше будет под властью Наполеона.Или вот еще,
казалось бы, незначительная деталь: в письме той же Жюли княжна Марья
высказывает свои опасения за Пьера, не-ожиданно сделавшегося богачом. Она
предвидит, что большие со-блазны и искушения стоят на его пути. И точно, вся
его дальней-шая жизнь - прохождение искушений, взлеты и ошибки.Можно сказать,
что сама княжна чуть было не ошиблась роко-вым образом в Анатоле. Но ошибка
эта иного рода, чем ошибка На-таши. Наташей движет тщеславие, чувственность
- что угодно. Княжной Марьей движут Долг и Вера. Поэтому она не может
оши-биться. Она принимает судьбу, как испытание, которое посылает ей Бог.
Что бы ни случилось, она будет нести свой крест, а не рыдать и пытаться
отравиться, как Наташа Ростова. Наташа своевольна - княжна Марья покорна.
Наташа не умеет страдать, она научится этому много позже, у постели
умирающего князя Андрея или даже потом, когда будет вспоминать его последние
дни и последние слова вместе с его сестрой. Тогда ей откроется другая
сторона жизни.Считается, что в своих философских и исторических взглядах
Толстой ближе всего к фатализму. Я бы изменила формулировку. Толстой
призывает нас стойко встречать все, что пошлет нам Бог или Судьба (как
называть Провидение - неважно). Наташа хочет быть счастливой. Княжна Марья
хочет быть покорной Богу. Она ду-мает не о себе и никогда не плачет от <боли
или от обиды>, а только от <грусти или жалости>. Ведь ангелу нельзя
причинить боль, нель-зя и обмануть или обидеть его. Можно только принять его
предска-зание, весть, которую он несет, и молиться ему о спасении. |
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|