| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЦЕНЫ В САЛОНЕ АННЫ ПАВЛОВНЫ ШЕРЕР В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО <ВОЙНА И МИР>.
В значительных произведениях, как правило, первые страницы содержат зерно
всего замысла. Это можно сказать о * Мертвых душах>, <Преступлении и
наказании>, <Войне и мире>. О <Пре-ступлении и наказании> Достоевского сам
Л. Толстой говорил, что дальше <рассказывается и повторяется то, что вами
было прочита-но в первых главах...>В <Войне и мире>, казалось бы, сцена в
салоне Шерер, которой открывается произведение, отнюдь не повторяется.
Просто мы как бы окунаемся в гущу событий, сразу же оказываемся среди героев
книги, захвачены потоком жизни. Но значение сцены не только в этом. В ней,
конечно же, хотя и не так явно, как в первых эпизо-дах романа Достоевского,
намечены все основные проблемы произведения, первые же слова, которые звучат
в салоне, - рассужде-ния о Наполеоне, о войнах, об Антихристе. В дальнейшем
это най-дет продолжение в попытке Пьера убить Наполеона, в его подсче-тах
числового значения имени этого <Антихриста>. Вся тема книги - война и мир,
истинное величие человека и ложные куми-ры, божеское и дьявольское.По
расстановке действующих лиц сцена напоминает пьесу <Горе от ума>. Только что
оказавшийся в петербургском свете Пьер попал, <как Чацкий с корабля на бал>,
в общество, которому он чужд и которого он совершенно не понимает. Подобно
Чацкому, Пьер вступает в ненужные споры, восстанавливает против себя все
общество, рискуя заслужить репутацию сумасшедшего. В среде бежавших от
Наполеона роялистов-эмигрантов п русских царедвор-цев Пьер провозглашает,
что <революция была великое дело>. Как и Чацкий, Пьер не понимает, перед кем
он <мечет бисер>, и, говоря словами Пушкина, мы должны признать, что Пьер,
как Чацкий, <совсем не умный человек, но Грибоедов очень умен>.
Вмешатель-ство Болконского, к счастью, послужило к прекращению спора,
по-гасило страсти. Однако напрасно после приема у Шерер князь Анд-рей
предупреждает Пьера насчет его дальнейшего поведения в свете. Пьер, увы,
едет кутить к Курагину...Вернемся в салон Анны Павловны. Главное для нас -
просле-дить, как завязываются основные линии героев книги в этой пер-вой
сцене. Пьер, конечно, станет декабристом, это понятно по его поведению уже с
первых страниц. В. Курагин - хитрец, в чем-то напоминающий Фамусова, но без
его теплоты и велеречивости, об-рисованной, однако, Грибоедовым не без
симпатии... Петербургская публика - это все-таки не московское барство.
Василий Курагин - расчетливый, холодный проходимец, хотя и князь, и в
дальнейшем будет искать ловкие ходы <к крестику ли, к местечку>. Анатоль,
его сын, о котором он упоминает в разговоре с Шерер, <беспокой-ный дурак>,
причинит много горя Ростовым и Болконским. Другие дети Курагина - Ипполит и
Элен - безнравственные разрушители чужих судеб. Элен уже в этой первой сцене
далеко не так безобид-на, как может показаться на первый взгляд. В ней еще
не было и тени кокетства, но она вполне сознает свою красоту, <предоставляя
каждому право любоваться>... Многозначительная деталь! Улыбка ее <неизменна>
(самое ужасное, что может быть в человеке, по мне-нию Толстого, - это его
духовная неподвижность), а выражение лица Элен полностью зависит от
выражения лица Анны Павлов-ны - Толстой специально это подчеркивает. Три
женщины в сало-не, Шерер, Элен и Лиза, играют роль как бы трех парок, богинь
судьбы. М. Гаспаров интересно сопоставляет <прядильную мастерскую> Шерер с
работой богинь, прядущих нить человеческой судь-бы. Другой мотив,
связывающий <Войну и мир> с античностью, - античная красота Элен. Эта же
античная красота делает ее похожей на бездушную статую.Линия князь Андрей -
Лиза будит воспоминания о гомеров-ской <Одиссее>. <Так надо>, - говорит
Болконский, объясняя при-чины своего близящегося отъезда на войну. Лиза
Волконская, по контрасту с мертвенностью Элен, оживленная и деятельная,
играет роль Пенелопы (князь Андрей в разговоре с Пьером подчеркивает ее
верность и преданность), но какой-то рок заставляет Болконско-го-Одиссея,
ощущающего глубокий разрыв со всем окружающим, резко порвать с привычным
укладом и идти навстречу неизвестнос-ти и возможной гибели.Вообще из всех
действующих лиц, появившихся в первой сцене, Болконский наиболее загадочен и
вызывает наибольшее уважение.Смысл сцены у Анны Павловны перекликается с
эпилогом книги. В эпилоге опять возникают споры о мире и войне, там
при-сутствует маленький сын князя Андрея, незримо присутствовав-ший и тогда
в салоне Шерер. Ключевой момент сцены - обсужде-ние слов аббата Морио о
вечном мире. Хотя аббат больше не по-явился на страницах <Войны и мира>,
главное слово произнесено, и великая книга открывается и заканчивается
спором о возможнос-ти вечного мира. Такой проект, конечно, в идеале возможен,
про-блеме вечного мира и посвятил свое творение Лев Толстой.
Непре-взойденный, разумеется, с тех самых пор, как на землю пришел Христос,
проект, способный послужить во благо всему человечеству. |
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|