| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
Роман Толстого <Война и мир> содержит
значительную фило-софскую часть, которая выражается различными способами.
Фило-софия произведения <полифонична> . Автор не ограничивается
от-ступлениями. Он вкладывает свои идеи в уста главных героев, но пытается
раскрыть не только свой взгляд на мир, но и другие воз-можные взгляды. Герои
книги отстаивают различные позиции, причем все они (позиции) изображены
довольно беспристрастно. Ос-новной философский конфликт возникает между
двумя главными героями - князем Андреем и Пьером. Выразить этот конфликт
не-возможно, используя лишь их внутреннюю речь. Необходимо дей-ствительное
столкновение, и в книгу вводится диалог - разговор нескольких лиц. Но в
романе Толстого, как и в романе Достоевско-го <Преступление и наказание>,
диалог - это не просто акт речево-го общения, это попытка слить разные
взгляды или понять, нако-нец, какая точка зрения вернее. С самого начала
проводится парал-лель князь Андрей - Пьер. У них разные взгляды на жизнь,
раз-ная судьба, но они очень близки друг с другом. Возникает ассоциа-ция,
основывающаяся на именах апостолов братьев Петра и Анд-рея. Петр принес
христианство в Европу, а Андрей - на Русь (также предрекал основание Киева и
т. д.).Столкновение <западного> Петра (Пьера для большей убеди-тельности) и
<восточного> Андрея и раскрывает автор. Толстой через образы этих героев
предлагает различные пути к одной цели - счастью, причем и счастье они
понимают по-разному.Диалоги князя Андрея и Пьера соединяют несоединимые,
каза-лось бы, полюса: Восток - Запад; дом - политика, общество; со-зерцание
- активность - эти понятия взаимопроникают друг в друга, взаимодействуют,
рождая идеал.Диалоги князя Андрея и Пьера проходят через все произведе-ние,
но вне их они почти не взаимодействуют. Диалоги, с одной стороны, создают,
возможно, наиболее важную ось произведения, а с другой стороны, подводят
итог прожитого отрезка жизни и начи-нают новый, полнее выражают их
мировоззрение.Впервые мы встречаем князя Андрея и Пьера вместе в салоне Анны
Павловны Шерер. Они перебрасываются несколькими фраза-ми, но мы видим
близкие, дружеские отношения по мягкой улыбке князя, по разговору в целом.
Настоящий диалог начинается позд-нее, когда, покинув салон, друзья могут
освободиться от необходи-мых условностей, раскрыть свою душу. Но диалог не
строится. Идет разговор о бытовых проблемах, делах, карьере Пьера и женитьбе.
<Князь Андрей не интересовался, видимо, этими отвлеченными раз-говорами о
вечном мире>. Но говорить о войне начинают уже здесь. Пока что это
романтические, наполеоновские мечтания князя Анд-рея, с радостью
расстающегося с женой. Из этого диалога мы видим князя Андрея до начала
исканий и Пьера, понявшего, что надо что-то делать, но что - не понимающего.
Князь Андрей уезжает на войну, но никто не думает о том, что на войне
убивают, - малень-кая княгиня переживает только потому, что ей прийдется
пожить в деревне; Пьер, говоря о вечном мире, пытается решить любопытную
задачу. Первый диалог не отделяет князя Андрея и Пьера от всего мира, делая
их святыми, но разделяет их между собой. Для Анд-рея - это последний диалог
светской части жизни.Между первым и вторым диалогом проходит не так много
време-ни, но разговор в Богучарове открывает нам совершенно новых геро-ев.
Андрей видел вечное небо Аустерлица, видел бессмысленность, жестокость
убийства, он опустошен, все его идеи, мечты рухнули разом. У Пьера, напротив,
духовный подъем. Он увлекается масонст-вом, ему кажется, что он постиг
истину, и не понимает, как можно в этом прекрасном, полном скрытого смысла
мире быть несчастным.Между столь разными, столь разошедшимися людьми не
может завязаться откровенный разговор. Сперва диалог носит светский от-тенок,
но именно в это время Пьер пытается понять омертвевшую душу князя
Андрея.Начинается диалог об убийстве - можно ли убивать вообще. Князь Андрей
допускает разделение на <хороших> и <плохих>, на тех, кого можно убивать и
кого нельзя. Пьер испуган этими страш-ными словами, напоминающими нам теорию
Раскольникова о <крови по совести>. Князь Андрей опровергает слова <поступай
по отношению к другим так, как хочешь, чтобы поступали по отноше-нию к тебе>.
Князь Андрей говорит, что мы не можем знать, что есть зло для других, то
есть жить надо, стремясь к счастью, кото-рое в понимании князя состоит в
отсутствии угрызений совести и болезней. Диалог о зле и счастье - один из
самых важных мораль-но-этических моментов произведения. В разговоре с Пьером
князь Андрей категорично утверждает, что никогда больше не будет служить в
русской армии. Таким образом, разговор в Богучарове игра-ет значительную
композиционную роль и служит для дальнейшего развития сюжета, но наиболее
важен внутренний, философский смысл этого диалога. В любом диалоге можно
лучше понять себя, свои мысли, и здесь князю Андрею необходимо выговориться,
он должен излить тяжелые свои мысли, чтобы разобраться в себе, а для Пьера
это проверка твердости его масонских идей.Пьер распаляется. Он, наконец,
решает рассказать о масонстве. Он предчувствовал, что князь Андрей одним
словом, одним аргу-ментом <уронит все его ученье...>. По дороге в Лысые горы
начина-ется новый диалог, точнее, монолог Пьера о масонстве, о будущей жизни
и о добре и зле в мире и на земле.Монолог Пьера значителен как часть его
философского развития и как часть философии самого Толстого, но Андрей почти
не слуша-ет. До философских откровений надо доходить самому, и никто
сло-вами не сможет передать суть учения, откровения. Но слова Пьера о Боге,
об истине уже к концу монолога растапливают сердце князя Андрея. Он
вслушивается в смысл слов Пьера, вникает, но видит дальше, глубже масонской
философии. Слова Пьера открывают ему свой новый путь. Вновь князь Андрей
смотрит на небо и видит то высокое и вечное небо, в которое он смотрел на
Аустерлице, и опять на него снисходит откровение. Уже во второй раз в жизни.
Кажется, что он заново постигает тайны мирозданья. <Свидание с Пьером было
для князя Андрея эпохой, с которой началась во внешности и та же самая, но
во внутреннем мире его новая жизнь>, - подводит итог разговора на переправе
сам Толстой.Следующая, малозначащая встреча происходит на балу в Петер-бурге,
первом для Наташи. Там нет больших диалогов - только ко-роткие фразы: Пьер
просит князя Андрея пригласить на танец На-ташу.Последняя физическая встреча
князя Андрея с Пьером происхо-дит накануне Бородинского сражения. Андрей
боится остаться на-едине с Пьером - он чувствует, что ему не суждено жить.
Чувству-ет это и Пьер. Вновь разговор идет об убийстве - о войне. О
фило-софии войны и о философии победы. Офицеры понимают, что за-втра они
победят любой ценой. Пьер со страхом смотрит на чужого, озлобленного князя
Андрея, который предлагает не брать пленных. Но в Бородино именно князь
Андрей не делает ни одного выстрела и олицетворяет святое войско, а Пьер
духовно помогает на батарее Раевского. Вновь мы видим противоречие между
князем Андреем и Пьером. Князь Андрей призывает к непротивлению злу насилием,
он призывает обратиться в себя, в семью, а Пьер всеми силами пы-тается
принести пользу своей армии. Он думает, что может сделать добро для России,
занимаясь политикой и т. п. Князь Андрей наде-ется добиться гармонии через
внутренний мир. Если он будет счас-тлив, если будет счастлива его семья и
если каждый думает о лич-ном благе, то мир, наконец, достигнет гармонии.Пьер,
несмотря на свою физическую неактивность, занимается государственными делами
и т. п" Но мы так и не получаем ответа, какой путь истинен.После смерти
князя Андрея диалог его с Пьером не заканчива-ется. Пьер вспоминает князя
Андрея и общается с ним духовно. Князь Андрей не ушел полностью из этого
мира. Это чувствует и его сын Николенька, который внутренне часто обращается
к отцу п, вероятно, продолжит его духовный поиск.Итак, идейно-композиционное
значение диалогов князя Андрея п Пьера состоит в том, что они служат
основной композиционной осью произведения, диалоги помогают героям лучше
понять себя, они делят их жизнь на периоды поисков жизненных мировоззре-ний,
отражают различные философские течения. Столкновения ге-роев дают
возможность Толстому объяснять и свои философские воззрения.
|
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|