Рефераты |
|
"Образ «высокого неба» в романе
Л.Н.Толстого «Война и мир»"
Неправда, что у человека
нет души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет
человек. Познать, понять душу — это дано не всем. Наука о душе, морали,
нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) — наиболее интересная и
сложная. И есть два человека, которые открыли ее и литературе, сделали для
нее то же самое, что Архимед — для физики, Евклид — для геометрии. Это
Достоевский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества
был страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда
его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое
полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее
многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался
человек, его душа. Роман Л. Н. Толстого “Война и мир” можно назвать
“энциклопедией человека и жизни”. Писатель показал на страницах книги все, с
чем сталкивается человек: добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и
глупость, жизнь и смерть, войну и мир. Но только ли в том величие гения
Толстого, что ему удалось, глубоко осмыслив все, с чем встречался на
жизненном пути, дать развернутую картину жизни людей с ее печалями и
радостями? Великий Толстой не был бы так велик, если бы он не проник глубже,
в суть вещей. Он не только изобразил определенные явления в жизни человека и
человечества, но и вскрыл причины этих явлений, тайные истоки явных рек.
“Война и мир” — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя
в том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же
время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в
описываемых событиях.
Толстой-философ оказал огромное влияние на Толстого-психолога и художника.
Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во
время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от
жизненной правды — того, что является основой подлинного искусства.
Толстовские герои — не “герои” в том смысле, который мы обычно вкладываем в
это слово. Их образы нарисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к
“Войне и миру” больше, чем к любому другому произведению подходят слова:
“Жизнь народа — один из главных героев романа”. И все же, как у всякого
автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа
Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он
его себе представляет. Нет, идеал не в смысле “ходячая добродетель”, образ
выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это
человек “во плоти и крови”, которому не чуждо ничто человеческое, который
может ошибаться, радоваться, и разочаровываться, который стремится к
счастью, — как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой
подчеркивает высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину,
искренность мыслей и чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность,
а мудрость и смелость Толстого в том, что для него идеал мужчины — это
некрасивый и неуклюжий Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге
(именно Пьер, сумевший найти единомышленников, дело, которому посвятил
себя, а не Андрей, умный, силь- ный, но так и не нашедший своего места в
жизни, оставшийся одиноким), а идеал женщины-матери, женщины — хранительницы
семьи — непривлекательная и замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но
не лише-, на эгоизма, который чужд Марье). Писатель наделил своих героев
прекрасной душой, не наделив их прекрасной внешностью, и убедительно
показал, что первое неизмеримо выше второго. Тем самым он бросил вызов всем
Анатолям и Элен, “сорвал с них маски”, пусть внешне прекрасные, и все
увидели под ними уродливую душу. Толстой убеждает читателя в том, что
бездуховность, отсутствие идеалов, веры в доброе и прекрасное — самый
страшный порок, порождающий множество других. Нравственность, чистота души,
истинные идеалы — вот что писатель ценит в человеке более всего.
Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на
этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно
прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только
высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. “Все пустое, все
обман, кроме этого бесконечного неба”. Этот во многом символический образ
проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности
автора, его взглядов, замыслов при написании книги.
Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически. Красота души,
нравственность главных героев романа и самого автора — вот их высокое небо,
то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном
духовного совершенства и красоты.
<<к выбору сочинения |
|
|