Рефераты |
|
"Образ "высокого неба" в романе Л. Н. Толстого "Война и мир""
Неправда, что у человека нет
души. Она есть, и это самое доброе, прекрасное, великое, что имеет человек.
Познать, понять душу —'это дано не всем. Наука о душе, морали,
нравственности (а эти понятия неразрывно связаны) — наиболее интересная и
сложная. И есть два человека, которые открыли ее в литературе, сделали для
нее то же самое, что Архимед — для физики, Евклид — для геометрии. Это
Достоевский и Толстой. Достоевский был первым. Главной темой его творчества
был страдающий человек, то есть человек, находящийся в том состоянии, когда
его душа не защищена, открыта, когда его индивидуальность находит самое
полное выражение. Толстой пошел дальше. Он показал жизнь во всем ее
многообразии, и в то же время главной темой его творчества оставался
человек, его душа.
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией человека и
жизни". Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек:
добро и зло, любовь и ненависть, мудрость и глупость, жизнь и смерть, войну
и мир. Но только ли в том величие гения Толстого, что ему удалось, глубоко
осмыслив все, с чем встречался на жизненном пути, дать развернутую картину
жизни людей с ее печалями и радостями? Великий Толстой не был бы так велик,
если бы он не проник глубже, в суть вещей. Он не только изобразил
определенные явления в жизни человека и человечества, но и вскрыл причины
этих явлений, тайные истоки явных рек.
"Война и мир" — произведение философское. Особенность Толстого как мыслителя
в том, что он воплощает свои размышления в предельно ясной форме и в то же
время заставляет читателя думать над книгой, как бы участвовать в
описываемых событиях.
Толстой-философ оказал огромное влияние, на Толстого-психолога и художника.
Не случайно одним из основных правил, которых придерживался писатель во
время работы над своими произведениями, было ни в чем не отступать от
жизненной правды — того, что является основой подлинного искусства.
Толстовские герои — не "герои" в том смысле, который мы обычно вкладываем в
это слово. Их образы нарисованы предельно правдиво, жизненно. По отношению к
"Войне и миру" больше, чем к любому другому произведению подходят слова:
"Жизнь народа — один из главных героев романа". И все же, как у всякого
автора, у Толстого есть любимые герои: Пьер, Андрей Болконский, Наташа
Ростова, Марья. В этих образах писатель показал человеческий идеал, каким он
его себе представляет. Нет, идеал не в смысле "ходячая добродетель", образ
выдуманный и бесплотный. Толстовский идеал воспринимается совсем иначе: это
человек "во плоти и крови", которому не чуждо ничто человеческое, который
может ошибаться, радоваться и разочаровываться, который стремится к счастью,
— как все люди. Но, кроме этого, в своих героях Толстой подчеркивает
высочайшую нравственность, духовную чистоту, глубину, искренность мыслей и
чувств, что свойственно немногим. И не оригинальность, а мудрость и смелость
Толстого в том, что для него идеал муж чины — это некрасивый и неуклюжий
Пьер, особенно такой, каким мы видим его в эпилоге (именно Пьер, сумевший
найти единомышленников, дело, которому посвятил себя, а не Андрей, умный,
сильный, но так и не нашедший своего места в жизни, оставшийся одиноким), а
идеал женщины-матери, женщины — хранительницы семьи — непривлекательная и
замкнутая княжна Марья (Наташа добра и чиста, но не лишена эгоизма, который
чужд Марье). Писатель наделил своих героев прекрасной душой, не наделив их
прекрасной внешностью, и убедительно показал, что первое неизмеримо выше
второго. Тем самым он бросил вызов всем анатолям и элен, "сорвал с них
маски", пусть внешне прекрасные, и все увидели под ними уродливую душу.
Толстой убеждает читателя в том, что бездуховность, отсутствие идеалов, веры
в доброе и прекрасное — самый страшный порок, порождающий множество других.
Нравственность, чистота души, истинные идеалы — вот что писатель ценит в
человеке более всего.
Что же такое истинные идеалы, чистота души в понимании Толстого? Ответ на
этот вопрос он дает через мысли Андрея Болконского после ранения. Истинно
прекрасно только то, что вечно, убеждает читателя Толстой. А вечно только
высокое небо, которое люди не замечают, о котором забывают. "Все пустое, все
обман, кроме этого бесконечного неба". Этот во многом символический образ
проходит через весь роман и имеет большое значение для понимания личности
автора, его взглядов, замыслов при написании книги.
Этот образ, видимо, можно воспринимать и символически. Красота души,
нравственность главных героев романа и самого автора — вот их высокое небо,
то, что делает сам роман прекрасным и возвышенным, а его героев — эталоном
духовного совершенства и красоты.
<<к выбору сочинения |
|
|