Рефераты |
|
"Кутузов и Наполеон. Их роль в истории"
Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
Л. Н. Толстой
События частной и
исторической жизни люди оценивают с помощью критерия нравственности: добра,
бескорыстия, душевной ясности и простоты, духовной связи с людьми, с
обществом, народом.
Кутузов и Наполеон являются выразителями исторических тенденций времени. В
романе ярко видна крайняя противоположность этих двух личностей. Мудрый
Кутузов, свободный от страсти тщеславия и честолюбия, легко подчинял свою
волю “провидению”, прозревал “высшие законы”, управляющие движением
человечества, и поэтому стал представителем народной освободительной войны.
То народное чувство, которое носил в себе Кутузов, сообщило ему нравственную
свободу, появившуюся в прозрении “высших законов”. Это прозрение Кутузова
было результатом духовного слияния с народом: “Источник этой необычной силы
прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве,
которое он носил в себе во всей чистоте и силе его”.
Острое народное нравственное чувство руководило Кутузовым и внушало ему
отвращение к насилию и жестокости, к беспощадному и бесполезному пролитию
человеческой крови. Это же чувство объединило Кутузова с солдатами и
разъединило с высшими чинами армии, которые хотели “отличиться, отрезать,
перехватить, полонить, опрокинуть французов, и все требовали наступления”.
Наполеон же благодаря полному равнодушию к человеку и отсутствию
нравственного чувства был поставлен историей во главе захватнической войны.
По своим субъективным качествам Наполеон является выразителем печальной
исторической необходимости — “движения народов с запада на восток ”, в
результате которого произошла гибель наполеоновской армии. Наполеон, по
словам Толстого, предназначен был “провидением на печальную, несвободную
роль палача народов”, исполнял “ту жестокую, печальную и тяжелую
нечеловеческую роль, которая ему была предназначена”.
Таким образом, Кутузов и Наполеон независимо от своих намерений и разумений
выполняют задачу сверхличную. При этом один воображает себя героем,
властителем народов, от воли которого зависят их судьбы, другой не думает о
себе, не играет никакой роли, а лишь мудро руководит духом вверенного ему
войска.
Толстой разбивает жизнь на восходящее течение и нисходящее, центробежное и
центростремительное. Кутузов, которому открыт закономерный ход мировых
событий в его национально-исторических пределах и который благодаря
народному нравственному чувству прозревает волю “провидения”, является
классическим воплощением центростремительных, восходящих сил истории.
Центробежные, нисходящие силы истории воплотил в себе Наполеон, этот
“сверхчеловек”. Он не чувствует внутренней необходимости в духовных явлениях
жизни, верит в силу своей единичной воли, воображает себя творцом истории,
вождем и повелителем народов, но в действительности является лишь “игрушкою
судьбы”, “ничтожнейшим орудием истории”. Он возглавляет исторические силы,
направленные ложным путем, и поэтому обречен. Толстой увидел внутреннюю
несвободу индивидуального сознания, выраженного в личности Наполеона, потому
что подлинная свобода связана с исполнением закона, с добровольным
подчинением своей воли “высшей цели”. Толстой разоблачает тот идеал
безграничной свободы, который приводил к культу сильной и гордой личности.
Великий человек в изображении Толстого получает свою силу от народа, носит в
своем сердце чувство, близкое народу. Заслуга Толстого в том, что он
изображает личность великого человека как народного героя, который добился
самостоятельности и свободы только в союзе с народом и нацией в целом.
Он крепко связан с массой “обыкновенных людей” общенародными совместными
целями и действиями, любовью к России.
Толстой подчеркивает нравственную высоту Кутузова. “И только это чувство
поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он,
главнокомандующий, направил все свои силы не на то, чтобы истреблять людей и
убивать, а на то, чтобы спасать и жалеть их. Простая, скромная и потому
истинно величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму
европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история”.
Толстой подчеркивает достоинства Кутузова как полководца, деятельность
которого неизменно была направлена к одной цели, имевшей общенациональное
значение. “Трудно вообразить себе цель более достойную и более совпадающую с
волею всего народа”. Толстой не раз в романе подчеркивает целеустремленность
всех действий Кутузова, сосредоточенность всех сил на задаче, вставшей перед
всем русским народом в ходе истории. Выразитель народно-патриотического
чувства, Кутузов становится и направляющей силой народного сопротивления,
руководит и поднимает дух войск.
Наполеона Толстой не признает великим, потому что Наполеон не понимает
значения совершающихся событий, во всех его действиях проявляются лишь
честолюбивые претензии и самолюбие. Ничтожество Наполеона состоит в том, что
он, воображая себя правителем мира, лишен той внутренней духовной свободы,
которая выражается в признании необходимости. Он “никогда, до конца жизни
своей, не мог понимать... ни добра, ни красоты, ни истины, ни значения своих
поступков, которые были слишком противоположны добру и правде, слишком
далеки от всего человеческого, для того, чтобы он мог понимать их значение.
Он не мог отречься от своих поступков, восхваляемых половиной света, и
потому должен был отречься от правды, добра и всего человеческого”.
Значение великой личности Толстой видит в прозрении народного смысла
событий, в ощущении совершающейся истории как воли провидения. Великие люди,
вожди человечества, подобно Кутузову, носящие в груди своей народное
нравственное чувство, своим опытом, умом и сознанием угадывают требования
исторической необходимости.
“Для нас, — завершает свои рассуждения Л. Н. Толстой, — с данной нам Христом
мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет
простоты, добра и правды”.
<<к выбору сочинения |
|
|