Рефераты |
|
АНТИЧНЫЕ МОТИВЫ И ИХ РОЛЬ В "ВОЙНЕ И МИРЕ"
Во всех произведениях русских и
зарубежных писателей можно встретить античные мотивы. Античные писатели
оставили богатейшее наследие в виде различных легенд о богах и героях, а
также о древних войнах. Толстой, как и Гончаров, Тургенев и множество его
предшественников, использует античные мотивы и античный символизм. Это
проявляется в описании деталей и в перекличке с сюжетами из античной
литературы.
По идейной композиции "Война и мир" напоминает поэмы Гомера: наличие
несвязанных сюжетов, одновременно житейских советов и лирики, философии и
большого числа действующих лиц. Толстой, как и Гомер в "Илиаде", описывает
войну. Сходство с античными сюжетами начинается с первых страниц "Войны и
мира". Действие происходит в салоне Анны Павловны Шерер. Она, Элен и Лиза
являются центрами кружков, образовавшихся под неустанным вниманием хозяйки
дома. Толстой сравнивает светские разговоры с веретенами, которые были
пущены и равномерно, не умолкая шумели. В античной литературе известна
легенда о трех парках - богинях судьбы, у которых были нити жизни. Этими
тремя богинями можно считать Элен, Лизу и Анну Павловну. Анна Павловна как
бы решает судьбу сына князя Василия, передавая ему сведения о назначении
барона Функе первым секретарем в Вену. Князь Василий хотел определить сына
на это место. В этом салоне Элен в первый раз встречается с Пьером, и она
впоследствии долгое время руководит его действиями. Лиза шьет в течение
всего разговора, как древняя богиня судьбы, прядет и останавливается только
в интересных местах, как бы решая ход будущих событий. Она же способствует
приезду Анатоля к княжне Марье и ее отцу.
Одним из основных моментов, связанных с богинями судьбы, является вязание
Наташи у постели больного Андрея Болконского. Кроме того, по преданиям
древних, судьба возлюбленного находится в руках женщины. Наташа сидит у
постели при свече и вяжет, внезапно клубок скатывается с колен, и она,
наклонясь, перестает вязать, тем самым как бы прерывает жизнь Андрея. В этом
же эпизоде есть связь с другой богиней античности - богиней смерти. В
Древней Греции она всегда ходила со свечой. Свеча гаснет - жизнь кончается.
Когда Наташа наклоняется за клубком, она загораживает свечу от Андрея, в
этот момент он понимает, что умрет.
Мотив судьбы присутствует и при описании Толстым Лысых Гор в годы войны. В
течение всей войны мужик плетет лапоть, как бы доказывая, что жизнь
продолжается и во время войны. В эпилоге можно опять встретиться с мотивом
вязания. На этот раз в роли богини судьбы выступает Анна Макаровна, которая
вяжет чулки для Николая. Толстой собирает в доме Николая и княжны Марьи всех
героев, которые выжили в войне, и показывает, что жизнь их продолжается.
Персонажем, очень похожим на героиню из "Одиссеи", является Элен (у Гомера -
Прекрасная Елена). Толстой пишет о ее античной красоте, у нее были золотые
волосы, как и у Прекрасной Елены. Она является как бы напоминанием о
Троянской войне, Троянская война была войной между царями. Война 1805 года
тоже была войной между двумя императорами. Можно считать символичным
отображением Троянской войны салон Анны Павловны Шерер. А словесные дуэли
между Пьером, князем Андреем и другими лицами в салоне - борьбой между
героями. Троянская
война пагубна для ее участников. Умирает жена Болконского, а впоследствии и
он сам.
С древних времен жилищем богов, которые помогали людям и защищали их,
являлись храмы. Пока шла война, двери храма были открыты. Князь Андрей
стремится к миру. Именно поэтому в своих снах он все время пытается закрыть
дверь, но не может. С этим же связан проект вечного мира, который Толстой
старается передать в своем произведении. То, что князь Андрей не может
закрыть дверь, доказывает, что путь к вечному миру труден.
Еще одним упоминанием из древнегреческой истории и литературы является
желание Пьера убить Наполеона, чтобы спасти Россию. Плутарх описал подвиг
Сцеволы, который хотел убить царя этрусков, чтобы сняли осаду Рима, но у
него ничего не получилось. Пьер также не смог убить Наполеона, но результат
был достигнут. Наполеон ушел из Москвы. Царь этрусков нравственно понял
Сце-волу и простил его. Генерал Даву, которого все считали "вторым
Аракчеевым" Наполеона, всего лишь обменялся взглядами с Пьером и как бы
отпустил его.
Важнейшее место в "Войне и мире" занимают облака. По античным преданиям,
побеждал в войне тот, кто дружил с облаками. Существовала Нефела - богиня
облаков. А князь Андрей любил облака, и потому удача сопутствовала князю
Андрею в войне. Русские в Аустерлице проиграли из-за того, что был туман, а
туман возникает при облаках. Значит, в тот момент Наполеон дружил с
облаками.
Тесно связан с облаками и небом мотив птицы. В античных легендах богом
смерти был бог Птах с головой сокола. Перед Бородинским сражением низко над
полем пролетел сокол. Это можно считать символом большого количества смертей
и погибших в сражении. И действительно, Бородинское сражение принесло
огромные потери обеим армиям.
Другим символом смерти в античной литературе была река. Андрей Болконский
умер около Волги в Ярославле. А ряд сражений с Наполеоном до Шенграбенского
были связаны с мостами через реки, в битвах за которые погибло много людей.
В античной истории был известен случай, когда спартанцы, защищая родную
землю от персов, погибли все до единого. Войско персидского царя во много
раз превышало спартанское, и их перебили полностью. Но остальное греческое
войско за это время успело собраться воедино. Примером подобного подвига в
романе может служить отряд Багратиона. А примером подлинной стойкости,
отсутствия страха смерти и чисто спартанского характера может служить отряд
солдат под командованием Андрея Болконского в Бородинском сражении.
Итак, античные мотивы играют большую роль в романе "Война и мир". Они служат
для обрисовки персонажей, при изображении войны, мира, судьбы, жизни и
смерти. Кроме того, античные мотивы осуществляют связь "Войны и мира" с
современностью и делают роман вневременным произведением.
<<к выбору сочинения
|
|
|