Рефераты |
|
"Добро и зло в романе-эпопее Л. Н. Толстого "Война и мир""
Да здравствует весь мир!
Л. Н. Толстой
Если поставить
вопрос о том, в чем заключается главная идея творчества Льва Толстого, то,
видимо, самым точным ответом будет следующий: утверждение общения и единения
людей и отрицание разобщения и разъединения. Таковы две стороны единой и
постоянной мысли писателя. В эпопее оказались резко противопоставленными два
лагеря тогдашней России — народный и антинародный.
В итоге развития романа на протяжении двух томов, до той половины, которая
посвящена событиям тысяча восемьсот двенадцатого года, главные герои
остаются обманутыми действительностью во всех надеждах. Преуспевают лишь
ничтожества: Друбецкие, Берги, Курагины. Лишь эпоха 1812 года смогла вывести
героев из их состояния неверия в жизнь. Андрей Болконский нашел свое место в
жизни, в героическом общенародном действии. Князь Андрей — этот рыцарь без
страха и упрека — в итоге мучительных духовных исканий присоединяется к
народу, потому что он отказался от прежних своих мечтаний о командной
наполеоновской роли по отношению к народу. Он пришел к пониманию того, что
история делается тут, на поле боя. Он говорит Пьеру: "Французы разорили мой
дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду".
Эпоха 1812 года разрушила преграды между князем Андреем и людьми. Нет более
в нем высокомерной гордости, аристократической кастовости. Автор пишет о
герое: "Он был предан делам своего полка, он был заботлив о своих людях и
офицерах и ласков с ними. В полку его называли "наш князь", им гордились и
его любили". Подобно этому, Пьера солдаты назовут "наш барин". Всю свою
жизнь Андрей Болконский искал возможности участвовать в настоящем, большом
действии, важном для жизни, для людей, сливающем в себе "мое" и "общее". И
он пришел к пониманию того, что возможность такого действия — только в
единении с народом. Участие князя Андрея в народной войне сломало его
аристократическую замкнутость, открыло его душу для простого, естественного,
помогло понять Наташу, понять свою любовь к ней и ее к нему.
У Пьера, испытывающего те же мысли и чувства, что и князь Андрей, именно в
бородинских главах возникает особенно острое сознание того, что они —
солдаты, ополченцы, народ, — только они и являются истинными выразителями
действия. Пьер восхищается их величием и самопожертвованием. "Солдатом быть,
просто солдатом!" — думал Пьер, засыпая".
В "Войне и мире" речь идет о такой эпохе, когда человек находится на первом
плане. Люди, сами непосредственно отвечающие за развитие действия, творящие
ее (эпоху), становятся из "маленьких" людей большими людьми. Именно это и
показано Толстым в картинах Бородинского сражения. Обо всех людях можно
будет — после народной победы — сказать то, что Наташа говорит о Пьере: все
они, вся Россия "из моральной бани" вышла! Пьер — главный герой "Войны и
мира", это доказывается и всем его положением в романе. Именно над Пьером
восходит звезда 1812 года, предвещая и необычайные беды, и необычайное
счастье. Его счастье, его торжество неотрывно от торжества народного. С
образом этой звезды сливается и образ Наташи Ростовой.
По мнению Толстого, Наташа — сама жизнь. Натура Наташи не терпит остановки,
пустоты, незаполненности жизни. Она всегда чувствует в себе — всех.
Пьер говорит княжне Марье о своей любви к Наташе: "Я не знаю, с каких пор я
люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю жизнь и люблю так, что без
нее не могу представить жизнь".
Толстой подчеркивает душевное родство Наташи и Пьера, их общие качества:
жадность к жизни, страстность, любовь к красивому, простодушную
доверчивость. Роль образа Наташи в "Войне и мире" велика. Она — сама душа
радостного человеческого общения, в ней сочетается жажда настоящей, полной
жизни для себя с желанием такой же жизни для всех; душа ее открыта для всего
мира.
Я написала лишь о трех характерах, которые, несомненно, выражают главную
мысль Толстого. Путь Пьера и князя Андрея — это путь ошибок, заблуждений, но
все же путь обретения, чего не скажешь о судьбе Николая Ростова, чей путь —
путь утрат, когда он не смог отстоять в эпизоде с Телегиным свою правоту,
когда Телегин украл кошелек у Ростова, "у своего брата украл", но это не
только не мешает, но как бы помогает ему делать карьеру. Эти эпизоды
задевают душу Николая Ростова.
Когда ветераны полка обвинили Ростова в том, что он лжет и что среди
павлоградцев нет воров, то у Николая были слезы • на глазах и он говорил: "Я
виноват". Хотя Ростов был прав. Потом тильзитские главы, торжество
переговоров между императорами — все это странно воспринимает Николай
Ростов.
В душе Николая Ростова поднимается бунт, возникают "странные мысли". Но этот
бунт заканчивается полной его человеческой капитуляцией, когда он кричит на
офицеров, осуждающих этот союз: "Наше дело исполнять свой долг, рубиться и
не думать". Этими словами завершается духовная эволюция Николая Ростова. И
этот герой отрезал себе путь к Бородино, будет из него верный аракчеевский
рубака, "коль прикажут".
<<к выбору сочинения |
|
|