Рефераты |
|
"Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
И чем более я размышляю, тем
более две вещи наполняют душу мою все новым удивлением и нарастающим
благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне.
И. Кант
План.
Мое понимание нравственного идеала.
Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
Центральная идея романа.
Духовные искания Пьера Безухова.
Духовные искания князя Андрея.
Любовь - неотъемлемая часть характера Наташи Ростовой.
Мысль народная в романе.
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас
поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего,
никто не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как
данное, что убийство - это плохо, а помощь ближнему - хорошо. Добро,
по-моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает
его по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе
представления каждого человека - так называемый нравственный идеал, достичь
который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном
совершенстве - его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий
соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет
приближаться к нравственному идеалу.
Вопросы о добре и зле - вечные вопросы философии - не могли не найти
отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему
взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако
Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о
нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными,
так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник
любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном
виде. Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую"
любовь к ближнему, должен научиться любить жизнь:
"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение
есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить
жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих
страданиях, в безвинности страданий".
К таким выводам приходит Пьер Безухов - один из любимых героев Л.Н.
Толстого, - точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение
приходит Пьеру во время плена. Потеряв физическую свободу, Пьер обретает
иную, духовную:
"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня -
мою бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с
самим собою Е он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии
светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в
романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания
обманули его". Но писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот,
каждая веха в жизни Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный
внутренний мир, каким тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по
ступеням, и, приподнявшись на одну ступень, он переосмысливает свои
предыдущие поступки, то есть он способен к постоянному самоулучшению и
самоочищению. В плену Пьер испытывает сильнейшие физические и духовные
потрясения: сцена казни пленных, голод, постоянный страх смерти. Они только
подтолкнули Пьера к кардинальному изменению мироощущения. Но самым важным
событием в плену и во всей жизни Пьера оказалась встреча с Платоном
Каратаевым - таким же пленным, солдатом Апшеронского полка. Платон Каратаев
- "олицетворение всего русского, доброго и круглого". "Он любил и любовно
жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком - не с
известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его
глазами". Любовь к людям, к жизни, восприятие ее такой, какая она есть, -
вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.
Другой любимый герой Л.Н. Толстого - Андрей Болконский - так же как и Пьер
приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера
- гордость - одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его -
постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но
желание славы для князя Андрея - желание любви людской. Князь Андрей так же,
как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская
жизнь, участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с
Наташей, Отечественная война - все они имели свое влияние на князя Андрея.
Но прежде чем прийти к "правильному" мироощущению ему приходится пережить
ужас смерти, увидеть страдания других людей. Он получает ранение в
Бородинском сражении и попадает на перевязочный пункт, что становится
переломным моментом в его судьбе. Он встречает Анатоля Курагина - своего
врага, - которому только что отняли ногу, и не испытывает к нему чувства
ненависти. Впоследствии он осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и
все-таки полюбил его". Он "испытал то чувство любви, которая есть самая
сущность души и для которой не нужно предмета".
"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить - любить бога во всех его
проявлениях", - вот тот истинно христианский тезис, к которому автор
приводит всех своих любимых героев. Наташа Ростова - самый яркий женский
образ романа - всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к
окружающему миру - ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н. Толстой, скорее, не
ее приводит этому тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н. Толстой сближает
любимых героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш
князь", данное ему солдатами полка. Наташа "умела понять все то, что было Е
во всяком русском человеке". А Пьер, попав в плен, отказался переходить в
офицерский балаган и остался в солдатском, где все те качества, так мешавшие
ему в свете: "сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота" -
"давали ему положение почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы только для
того беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности".
Здесь мысль народная выходит на высшую ступень - общечеловеческую. Пьер
чувствует себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого
человека. Он считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы
противостоять силам зла.
<<к выбору сочинения
|
|
|