Рефераты |
|
ОБРАЗ НИКОЛАЯ РОСТОВА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО "ВОЙНА И МИР"
Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" - один из самых
густонаселенных романов, известных мировой литературе. Каждое событие
повествования притягивает к себе, подобно магниту, множество имен, судеб и
лиц, огромное количество исторических персонажей, десятки героев, созданных
творческой фантазией автора. Вослед за Толстым мы идем и спускаемся в
сложный быт человеческого существования и вместе с ним разглядываем живые
существа, которые в нем действуют. Это очень сложная, разнообразная,
уходящая в бесконечный мир идей реальность.
Есть лица раздражающие, есть герои, которые вызывают восхищение или
ненависть, любовь, и среди них Николай Ростов - самый задушевный персонаж
романа.
Какой чудный детский мир в доме Ростовых: жизнь чище и "разговоры веселее".
Два красивых молодых человека, один офицер, другой - студент, Николай
Ростов, "невысокий курчавый молодой человек" с открытым выражением лица.
В следующий раз мы встречаем Ростова в гусарском Павлодарском полку:
"Эскадрон, в котором служил Николай Ростов, расположен был в немецкой
деревне Зальценек", - сообщает Толстой. Сложный мир воинских взаимоотношений
Николай выстраивает при помощи трех главных для него оснований: честь,
достоинство и верность присяге. Он даже помыслить не может солгать.
Двусмысленное положение, в котором оказывается благодаря поступку Телятина,
удивляет даже бывалых однополчан. Недаром седовласый штабротмистр увещевает
Ростова: "Спросите у Денисова, похоже это на что-нибудь, чтобы юнкер
требовал удовлетворения у полкового командира?"
И выясняет молодой Ростов, что честь полка во внутренней иерархии ценностей
выше и дороже чести личной. "Я виноват, кругом виноват!" - восклицает он,
когда осознает это. На наших глазах происходит мужание характера.
Порывистый, чистый юноша превращается в защитника отечества, связанного с
товарищами по оружию корпоративным понятием чести.
Когда сюжетная логика приводит Николая на поле Шенграбен-ского сражения,
наступает "момент истины". Ростов осознает невозможность убийства и смерти.
"Не может быть, чтобы они хотели убить меня", - думает он, убегая от
французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника
пистолетом. Он убегает с чувством "зайца, убегающего от собак". Его страх -
это не страх перед врагом. Им владеет "чувство страха за свою счастливую
молодую жизнь".
Николая Ростова не отличают ни глубина ума, присущая, например, князю
Андрею, ни способность глубоко мыслить и переживать боль и чаяния людей,
характерная для Пьера Безухова. Болконский справедливо видит в нем
недалекого гусарского офицера, тот тип людей, который он особенно не любил.
Автор называет его "простодушным", и это как раз то слово, которым можно
выразить его внутреннее существо. Простая душа. Честная и порядочная.
Полюбив княжну Марью, он до конца, до некоего предела разумности хранит
верность Соне, которой дал слово.
Женившись, он так же, как когда-то отдавался служению отечеству, отдался
служению своей семье и хозяйству. "Николай был хозяин простой, - замечает
Толстой, - не любил нововведений... смеялся над теоретическими сочинениями о
хозяйстве. У него перед глазами было только одно имение, а не какая-нибудь
отдельная часть его... И хозяйство Николая приносило самые блестящие
результаты". (Высшая похвала гр. Толстого.)
Автор неохотно прощается с Николаем Ростовым. Определенные черты его
характера легко угадываются в Константине Левине из "Анны Карениной". Они
получили окончательное оформление в образе Дмитрия Нехлюдова из
"Воскресения".
<<к выбору сочинения |
|
|