| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
ОБРАЗ НЕБА В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО <ВОЙНА И МИР>.
В <Войне и мире> очень большую роль играет пейзаж,
но пей-заж не совсем обычный. Описаний природы, таких, как в романах и
повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж фило-софский,
свойственна ему и эстетическая функция. В <Войне и мире> важна символическая
деталь, и часто это лишь элемент пей-зажа, обладающий <правами> действующего
лица. Считается, что дуб князя Андрея - символ его судьбы, облака - символ
мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В гораздо большей степе-ни
дуб и облака - персонажи, на равных разговаривающие с геро-ем. Они не
столько метафоризируются, олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках,
являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных
помощников, то ли просто сказочных персонажей.Главная роль среди таких
помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся
его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.<Как же я не видал прежде
этого высокого неба? И как я счас-тлив, что узнал его наконец>, - думает
Болконский на поле Аус-терлнца. С этих пор открывшаяся ему истина о живой
жизни, о ни-чтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не
стремится больше играть важную роль в политической жизни, не связывает свою
судьбу с военной карьерой.После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей
вновь как бы советуется с небом. <В первый раз после Аустерлица он увидал то
высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то
давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо
проснулось в его душе>.Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими
заветны-ми мечтами о небе. Для князя Андрея Наташа - это <девочка, ко-торая
хотела улететь в небо>. Это самое главное, что полюбил он в ней, и после,
накануне Бородина, Болконский, вспоминая о Ната-ше, скажет себе еще раз, что
любил ее душу, ведь <небесная душа> Наташи и <небесная душа> Болконского
(как ни вычурно, ни похо-же на романтический штамп звучание этого выражения)
нашли друг друга.После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в
узкий, тесный, <давивший> <свод>. Лучшие надежды были утра-чены.С небом
связаны и этапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, пред-вещавшая ужас и конец
света, по мнению большинства, для Пьера оказывается <путеводной звездой>.
Радостно смотрит он на небо после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер
полюбил Наташу, и небо <сказало> ему об этом. <Пьер только глядя на небо, не
чувст-вовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высо-тою, на
которой находилась его душа>, - пишет Толстой. Образ неба не померк в
сознании любимых героев Толстого и в страшное время войны. Для князя Андрея
важен вопрос о том, как <Бог от-туда смотрит и слушает...>. У неба герой
Толстого пытается полу-чить ответ на вечные вопросы жизни и смерти. Высокое
справедли-вое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради
мел-ких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как <поступит> оно на этот
раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но война против врагов
родной земли заставляет его взять в руки ору-жие.Ответа на вопрос о том, как
небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не
получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его
душой овладевает успокоение. <Сострадание, любовь к братьям, к любя-щим,
любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - вот что при-ходит к князю Андрею
как ответ с неба>. Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей
не перестает любить Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля,
причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый этап
духов-ных исканий.С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер
Безухов. Он видит <полный месяц> и <бесконечную даль>. Как нельзя этот месяц
и даль запереть в сарае с пленниками, так нельзя и запереть человеческую
душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой
жизни.Итак, в <Войне и мире> Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо
символизирует справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все
лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных
откровений связаны с небом. Думает-ся, что небо было для Толстого и его
любимых героев как бы пери-фразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе
имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един,
слово <небо> заменяет название непостижимого Божества.Конечно, вместе с тем
небо является важнейшим элементом толстовского пейзажа, образ неба несет и
чисто психологическую функцию. И все-таки первостепенная роль неба как
религиозно-фи-лософского символа несомненна. |
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|