| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
ОБРАЗ НАТАШИ РОСТОВОЙ В РОМАНЕ <ВОЙНА И МИР>.
Наташа Ростова - центральный женский персонаж
романа <Война и мир> и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой
представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820
год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах страниц
романа.Здесь все: и сумма идей о месте женщины в обществе и семье, и мысли о
женском идеале, и незаинтересованная романтическая влюбленность творца в
свое творение.Наташа появляется на страницах романа тринадцатилетней.
Полуребенок-полудевушка. Толстому важно в ней все: и то, что она некрасива,
и то, как она смеется, что говорит, и то, что она черно-глаза и волосы ее
сбились назад черными кудрями.Это гадкий утенок, готовый превратиться в
лебедя.Атмосферу счастья, всеобщей любви, игры и веселости в мос-ковском
доме Ростовых сменяют идиллические пейзажи имения в Отрадном. Пейзажи и
святочные игры, гадания. Она даже внешне, и, думается, совершенно не
случайно похожа на Татьяну Ларину. Та же открытость любви и счастью, та же
биологическая, бессозна-тельная связь с русскими национальными традициями и
началами.Вспомним, как Наташа отплясывает после охоты. <Чистое дело, марш>,
- удивляется дядюшка. Кажется, не меньше удивлен и автор: <Где, как, когда
всосала в себя из того русского воздуха, кото-рым она дышала, - эта
графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, этот дух... Но дух и
приемы были те самые, неподра-жаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал
от нее дядюшка>.Однако, как литературный образ, Наташу невозможно полнос-тью
понять без определенных литературных проекций.Во-первых, это пушкинская
Татьяна Ларина. Их внешнее сход-ство можно расценивать как цитатное. Кроме
того, общая культур-ная аура, поэтика фольклорных забав и, отдельно, поэтика
фран-цузских романов, которыми зачитывались барышни той поры.Во-вторых, это
Софья из комедии Грибоедова <Горе от ума>. Влюбленность образованной, умной
девушки в подленького и глу-поватого Молчалина и любовь-болезнь,
любовь-наваждение Наташи к Анатолю Курагину имеют довольно много схожих
черт.Обе эти параллели не позволяют полностью объяснить Наташу, однако с
ними легче разглядеть причины некоторых ее поступков и душевных движений.В
период войны 1812 года Наташа ведет себя уверенно и муже-ственно. При этом
она никак не оценивает и не вдумывается в то, что делает. Она повинуется
некоему <роевому> инстинкту жизни.После гибели Пети Ростова - она главная в
семье. Она долгое время ухаживает за тяжело раненным Болконским. Это очень
труд-ная и грязная работа. То, что Пьер Безухов увидел в ней сразу, когда
она была еще девочкой, ребенком, - высокую, чистую, кра-сивую душу, Толстой
открывает нам постепенно, шаг за шагом. На-таша до самого конца с князем
Андреем. Вокруг нее концентриру-ются авторские идеи о человеческих
основаниях нравственности. Толстой наделяет ее необычайной этической силой.
Теряя близких, имущество, испытывая в равной мере все тяготы, которые выпали
на долю страны и народа, - она не испытывает духовного надлома. Когда князь
Андрей пробуждается <от жизни>, Наташа пробужда-ется для жизни. Толстой
пишет о чувстве <благоговейного умиле-ния>, которое охватило ее душу. Оно,
оставшись навсегда, стало смысловой составляющей дальнейшего существования
Наташи. В эпилоге автор изображает то, что, по его представлениям, есть
ис-тинное женское счастье. <Наташа вышла замуж раннею весною 1813 года, и у
ней в 1820 году было уже три дочери и один сын, ко-торого она желала и
теперь сама кормила>. Уже ничего не напоми-нает в этой сильной, широкой
матери прежнюю Наташу. Толстой нарекает ее <сильной, красивой и плодовитой
самкой>. Все мысли Наташи вокруг мужа и семьи. Да и мыслит она
по-особенному, не умом, <а всем существом своим, т. е. плотью>. Она словно
часть природы, часть того естественного непостижимого процесса, в кото-рый
вовлечены всю люди, земля, воздух, страны и народы.Не удивительно, что
подобное состояние жизни не кажется при-митивным или наивным ни героям, ни
автору. Семья - обоюдное и добровольное рабство. <Наташа у себя в доме
ставила себя на ногу рабы мужа>. Она только любит и любима. И в этом для нее
скрыто истинное положительное содержание жизни.<Война и мир> - единственный
роман Толстого, имеющий клас-сический счастливый конец. То состояние, в
котором он оставляет Николая Ростова, княжну Марью, Пьера Безухова и Наташу,
- луч-шее, что он мог придумать и дать им. Оно имеет основание в
нравст-венной философии Толстого, в его своеобразных, но очень серьезных
представлениях о роли и месте женщины в мире и обществе. |
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|