Рефераты |
|
"Мысль народная" в "Войне и мире".
В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над
поизведением " Война и мир " . Говоря о своём романе , Толстой признавался ,
что в " Войне и мире " он " любил мысль народную " . Автор поэтизирует
простоту , доброту , нравственность народа . Толстой видит в народе источник
нравственности , необходимой для всего общества . С . П . Бычков писал : "
По мысли Толстого , чем ближе дворяне стоят к народу , тем острее и ярче их
патриотические чувства , богаче и содержательнее их духовная жизнь . И ,
напротив , чем дальше они от народа , тем суше и черствее их души , тем
непривлекательнее их моральные принципы " . Лев Николаевич Толстой отрицал
возможность активного воздействия личности на историю , поскольку
предусмотреть или изменить направление исторических событий нельзя , ибо они
зависят от всех и ни от кого в отдельности . В своих философско -
исторических отступлениях Толстой рассматривал исторический процесс как
сумму , складываю-щуюся из " бесчисленного количества людских произволов " ,
то есть усилий каждого человека . Совокупность этих усилий выливается в
историческую необходимость , отме-нить которую никто не может . По мнению
Толстого , историю делают массы , и её законы не могут зависеть от желания
отдельного исторического лица . Лидия Дмитриевна Опульская писала : "
Толстой отказывается признать силой , руководящей историческим развитием
человечества , какую бы то ни было " идею " , а также желания или власть
отдельных , пусть даже и " великих " исторических деятелей . " Есть законы ,
управляющие событиями , отчасти неизвест-ные , отчасти нащупываемые нами , -
пишет Толстой . - Открытие этих законов возможно только тогда , когда мы
вполне отрешимся от отыскивания причин в воле одного человека , точно так же
, как открытие законов движения планет стало возможно только тогда , когда
люди отреши-лись от представления утверждённости Земли " . Перед историками
Толстой ставит задачу " вместо отыскания причин ... отыскание законов " .
Толстой остановился в недоумении перед осознанием законов , которые
определяют " стихийно - роевую " жизнь народа . Согласно его взгляду ,
участник исторического события не может знать ни смысла и значения , ни -
тем более - результата совершаемых действий . В силу этого никто не может
разумно руково-дить историческими событиями , а должен подчиняться
стихийному , неразумному ходу их , как подчинялись древние фатуму . Однако
внутренний , объективный смысл изображённого в " Войне и мире " вплотную
подводил к осознанию этих закономерностей . Кроме того , в объяснении
конкретных исторических явлений сам Толстой очень близко подходил к
определению действительных сил , руководивших событиями . Так , исход войны
1812 года был определён , с его точки зрения , не таинственным и недоступным
человеческому пониманию фатумом , а " дубиной народной войны " ,
действовавшей с " простотой " и " целесообразностью " . *** Народ у Толстого
выступает как творец истории : миллионные массы простых людей , а не герои и
полководцы творят историю , двигают общество вперёд , создают всё ценное в
материальной и в духовной жизни , совершают всё великое и героическое . И
эту мысль - " мысль народную " - Толстой доказывает на примере войны 1812
года . Лев Николаевич Толстой отрицал войну , горячо спорил с теми , кто
находил " красоту ужаса " в войне . При описании войны 1805 года Толстой
выступает как писатель - пацифист , но при описании войны 1812 года автор
переходит на позиции патриотизма . Война 1812 года предстаёт в изображении
Толстого как война народная . Автор создаёт множество образов мужиков ,
солдат , суждения которых в совокупности составляют народное мироощущение .
Купец Ферапонтов убеждён , что французов не пустят в Москву , " не должны "
, но , узнав о сдаче Москвы , он понимает , что " решилась Расея ! " . А
если уж Россия гибнет , то нечего спасать своё добро . Он кричит солдатам ,
чтобы забирали его товары , лишь бы ничего не досталось " дьяволам " .
Мужики Карп и Влас отказались продавать сено французам , взяли в руки оружие
и ушли в партизаны . В период тяжких испытаний для Отечества " делом
народным " , всеобщим становится защита Родины . Все герои романа
проверяются с этой стороны : одушевлены ли они всенародным чувством , готовы
ли на подвиг, на высокую жертву и самоотвержение. В любви к Родине ,
патриотическом чувстве равны князь Андрей Болконский и солдат его полка . Но
князь Андрей не только одушевлён всеобщим чувством , а и умеет сказать о нём
, анализировать его , понимает общий ход дел . Настроение всего войска перед
Бородинским сражением именно он в состоянии оценить и определить . Сами
многочисленные участники величественного события действуют по тому же
чувству , и даже не бессознательно , - просто они очень немногословны . "
Солдаты в моём батальоне , поверите ли , не стали водку пить : не такой день
, говорят " , - вот и всё , что слышит князь Андрей про солдат от
батальонного командира Тимохина . Пьер Безухов вполне понимает смысл "
неясных " и тоже слишком кратких слов солдат : " Всем народом навалиться
хотят , одно слово - Москва . Один конец сделать хотят " . Солдаты выражают
уверенность в победе , готовность умереть за Родину . В романе " Война и мир
" Толстой описывает войну 1812 года лишь на территории России , справедливую
войну . Д . С . Лихачёв писал : " Историческая сторона романа в её
нравственно - победной части вся оканчивается в России , и ни одно событие в
конце романа не переходит за пределы Русской земли . Нет в " Войне и мире "
ни Лейпцигской битвы народов , ни взятия Парижа . Это подчёркивается смертью
у самых границ Кутузова . Дальше этот народный герой " не нужен " . Толстой
в фактической стороне событий усматривает ту же народную концепцию
оборонительной войны ... Вторгающийся враг , захватчик не может быть добр и
скромен . Поэтому древнерусскому историку не надо иметь точных сведений о
Батые , Биргере , Торкале Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане
, Эдигее , Стефане Батории или о любом другом ворвавшемся в Русскую землю
неприятеле : он , естественно , в силу одного только этого своего деяния ,
будет горд , самоуверен , надменен , будет поизносить громкие и пустые фразы
. Образ вторгшегося врага определяется только его деянием - его вторжением .
Напротив , защитник отечества всегда будет скромен , будет молиться перед
выступлением в поход , ибо ждёт помощи свыше и уверен в своей правоте .
Правда , этическая правда на его стороне , и этим определён его образ " .
*** По Толстому , бесполезно противиться естественному ходу событий ,
бесполезно пытаться исполнять роль вершителя судеб человечества . Во время
Бородинской битвы , от исхода которой многое зависело для русских , Кутузов
" не делал никаких распоряжений , а только соглашался или не соглашался на
то , что предлагали ему " . В этой кажущейся пассивности проявляются
глубокий ум полководца , его мудрость . Сказанное подтверждают и
проницательные суждения Андрея Болконского : " Он всё выслушает , всё
запомнит , всё поставит на своё место , ничему полезному не помешает и
ничего вредного не позволит .Он понимает , что есть что - то сильнее и
значительнее его воли , - это неизбежный ход событий , и он умеет видеть их
, умеет понимать их значение и , ввиду этого значения , умеет отрекаться от
участия в этих событиях , от своей личной воли , направленной на другое ".
Кутузов знал , что " решают участь сраженья не распоряжения
главнокомандующего , не место , на котором стоят войска , не количество
пушек и убитых людей , а та неуловимая сила , называемая духом войска , и он
следил за этой силой и руководил ею , насколько это было в его власти " .
Слитность с народом , единение с простыми людьми делает Кутузова для
писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека. Он всегда скромен
и прост . Выигрышная поза , актёрство ему чужды . Кутузов накануне
Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "
Рыцари Лебедя " . Он не хотел казаться великим человеком - он был им .
Поведение Кутузова естественно , автор постоянно подчёркивает его старческую
слабость . Кутузов в романе - выразитель народной мудрости . Сила его в том
, что он понимает и хорошо знает то , что волнует народ , и действует
сообразно этому. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях
как бы подкрепляется тем , что на стороне " дедушки " Кутузова симпатии
крестьянской девочки Малаши . С. П. Бычков писал : " Толстой , с присущей
ему огромной проницательностью художника , правильно угадал и великолепно
запечатлел некоторые черты характера великого русского полководца Кутузова :
его глубокие патриотические чувства , его любовь к русскому народу и
ненависть к врагу , его близость к солдату . Вопреки лживой легенде ,
созданной официозной историографией об Александре I - спасителе отечества и
отводившей Кутузову второстепенную роль в войне , Толстой восстанавливает
историческую истину и показывает Кутузова как вождя справедливой народной
войны . Кутузов был связан с народом тесными духовными узами , и в этом
заключалась его сила как полководца . " Источник необычайной силы прозрения
в смысл совершающихся явлений , - говорит Толстой о Кутузове , - лежал в том
народном чувстве , которое он носил в себе во всей чистоте и силе его .
Только признание в нём этого чувства заставило народ такими странными путями
его , в немилости находящегося старика , выбрать , против воли царя , в
представителя народной войны " . *** В " Войне и мире " создаются как бы два
идейных центра : Кутузов и Наполеон . Мысль о развенчании Наполеона возникла
у Толстого связи с окончательным уяснением характера войны 1812 года как
справедливой войны со стороны русских . Образ Наполеона раскрывается Толстым
с позиции " мысли народной " . С. П. Бычков писал : " В войне с Россией
Наполеон выступал в роли захватчика , стремившегося поработить русский народ
, он был косвенным убийцей многих людей , эта мрачная деятельность и не
давала ему , по мысли писателя , права на величие . Толстой развенчивал
легенду о Наполеоне с позиций подлинного гуманизма .Уже с первого появления
Наполеона в романе раскрываются глубоко отрицательные черты его характера .
Толстой тщательно , деталь за деталью , выписывает портрет Наполеона ,
сорокалетнего , откормленного и барски изнеженного человека, надменного и
самовлюблённого . " Круглый живот " , " жирные ляжки коротких ног " , "
белая пухлая шея ", " потолстевшая короткая фигура " с широкими , " толстыми
плечами " - вот характерные черты внешности Наполеона . При описании
утреннего туалета Наполеона накануне Бородинского сражения Толстой усиливает
разоблачительный характер первоначальной портретной характеристики
императора Франции : " Толстая спина " , " обросшая жирная грудь " , "
выхоленное тело ", " опухшее и жёлтое " лицо , " толстые плечи " - все эти
детали рисуют человека , далёкого от трудовой жизни , разжиревшего , глубоко
чуждого основам народной жизни . Наполеон был эгоистически самовлюблённым
человеком , самонадеянно считавшим , что вся вселенная повинуется его воле .
Люди для него не представляли интереса . Писатель с тонкой иронией, иногда
переходящей в сарказм , разоблачает претензии Наполеона на мировое
господство , его постоянное позирование для истории , его актерство.
Наполеон всё время играл , в его поведении и в его словах не было ничего
простого и естественного . Это выразительно показано Толстым в сцене
любования Наполеона портретом сына на Бородинском поле . Наполеон подошёл к
портрету , чувствуя , " что то , что он скажет и сделает теперь , - есть
история " ; " сын его в бильбоке играл земным шаром " - в этом выражалось
величие Наполеона , но он хотел выказать " самую простую отеческую нежность
" . Разумеется , это было чистое актерство. Он не выражал здесь искренних
чувств " отеческой нежности " , а именно позировал для истории ,
лицедействовал . Эта сцена ярко раскрывает самонадеянность Наполеона ,
полагавшего , что с занятием Москвы будет покорена Россия и осуществятся его
планы завоевания мирового господства . Как игрока и актёра писатель
изображает Наполеона и в ряде последующих эпизодов . Накануне Бородина
Наполеон произносит : " Шахматы поставлены , игра начнётся завтра " . В день
битвы после первых пушечных выстрелов писатель замечает : " Игра началась "
. Далее Толстой показывает , что эта " игра " стоила жизни десяткам тысяч
людей . Так раскрывался кровавый характер войн Наполеона , стремившегося
поработить весь мир . Война - не " игра " , а жестокая необходимость ,
думает князь Андрей . И в этом заключался принципиально иной подход к войне
, выражалась точка зрения мирного народа , вынужденного взяться за оружие
при исключительных обстоятельствах , когда над родиной нависла угроза
порабощения " . *** На борьбу с захватчиками поднялся весь русский народ .
Лев Николаевич Толстой считал , что роль отдельной личности в истории
незначительна , что творят историю миллионные массы простых людей . Тушин и
Тихон Щербатый - типичные представители русского народа , поднявшегося на
борьбу с врагом . Лидия Дмитриевна Опульская писала о Тушине : " Толстой
намеренно и много раз подчёркивает невзрачность своего героя : " Небольшой
сутуловатый человек , офицер Тушин , спотыкнувшись на хобот , выбежал вперёд
, не замечая генерала и выглядывая из - под маленькой ручки " ; " ...
закричал он тоненьким голоском , которому он старался придать молодцеватость
, не шедшую к его фигуре . - Второе , - пропищал он . - Круши , Медведев ! "
; " Маленький человек , с слабыми , неловкими движениями ... выбегал вперёд
и из - под маленькой ручки смотрел на французов " . Толстой не смущался даже
тем , что слово " маленький " дважды употреблено в одной фразе . Вслед за
нею - его грозный приказ : " Круши , ребята ! " , хотя выстрелы заставляют
его " каждый раз вздрагивать " . Потом ещё будет сказано про " слабый ,
тоненький , нерешительный голосок " . Однако солдаты , " как и всегда в
батарейной роте , на две головы выше своего офицера и вдвое шире его " ( "
как всегда " - это Толстой видел на Кавказе и в Севастополе ) - " все , как
дети в затруднительном положении , смотрели на своего командира , и то
выражение , которое было на его лице , неизменно отражалось на их лицах " .
В итоге авторского описания происходит преображение : " Сам он представлялся
себе огромного роста , мощным мужчиной , который обеими руками швыряет
французам ядра " . Глава заканчивается неожиданно , но вполне в духе
толстовского представления о людях подвига : " - До свидания , голубчик , -
сказал Тушин , - милая душа ! прощайте , голубчик, - сказал Тушин со слезами
, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза " . Андрею
Болконскому придётся защищать Тушина перед начальством , и его слова
прозвучат уже торжественно : " Я был там и нашёл две трети людей и лошадей
перебитыми , два орудия исковерканными и прикрытия никакого ... Успехом дня
мы обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана
Тушина с его ротой " . Так из противоречий , из сочетания " малого " и "
великого ", скромного и поистине героического создаётся образ рядового
защитника Родины . Нетрудно видеть , что и облик руководителя народной войны
- Кутузова - строится по тем же художественным законам ". Толстой создаёт
яркий образ неутомимого партизана , мужика Тихона Щербатого , приставшего к
отряду Денисова . Тихон отличался богатырским здоровьем , огромной
физической силой и выносливостью . В борьбе с французами он проявляет
ловкость , отвагу и бесстрашие . Характерен рассказ Тихона о том , как на
него набросились четыре француза " со шпажонками " , а он на них пошёл с
топором . Это перекликается с образом француза - Фехтовальщика и русского ,
орудующего дубинкой . Тихон и есть художественная конкретизация " дубины
народной войны " . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Тихон - образ
вполне ясный . Он как бы олицетворяет собою ту " дубину народной войны " ,
которая поднялась и со страшной силой гвоздила французов до тех пор , пока
не погибло всё нашествие . Он сам , добровольно ,попросился в отряд Василия
Денисова. В отряде , постоянно нападавшем на вражеские обозы , оружия было
много . Но Тихону оно было не нужно - он действует иначе , и его поединок с
французами , когда надо было достать " языка " , вполне в духе общих
рассуждений Толстого о народной освободительной войне : " Пойдём , говорю, к
полковнику . Как загалдит . А их тут четверо . Бросились на меня с шпажками
. Я на них таким манером топором : что вы , мол , Христос с вами , -
вскрикнул Тихон , размахнув и грозно хмурясь , выставляя грудь " . ***
Народному патриотизму Толстой противопоставляет лжепатриотизм светской знати
, основная цель которой - ловить " кресты , рубли , чины " . Патриотизм
московских аристократов заключался в том , что они вместо французских блюд
ели русские щи , а за французские слова назначали штраф . Облик Александра I
в толстовском изображении непригляден . Черты двуличия и лицемерия , которые
были присущи " высшему свету " , проявляются и в характере царя. Особенно
ярко они видны в сцене приезда государя в армию после победы над врагом .
Александр заключает Кутузова в объятия , бормоча при этом : " Старый
комедиант " . С. П. Бычков писал : " Нет , не Александр I был " спасителем
отечества " , как это тщились изобразить казённые патриоты , и не среди
приближённых царя надо было искать истинных организаторов борьбы с врагом .
Напротив, при дворе , в ближайшем окружении царя , существовала группа
откровенных пораженцев во главе с великим князем и канцлером Румянцевым ,
которая боялась Наполеона и стояла за заключение с ним мира ". *** Платон
Каратаев - вогплощение " всего русского, доброго и круглого " ,
патриархальности , смирения, непротивления , религиозности - всех тех
качеств , которые так ценил Лев Николаевич Толстой у русского крестьянства .
Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Образ Платона сложнее и
противоречивее, он чрезвычайно много значит для всей историко - философской
концепции книги . Не больше , впрочем, чем Тихон Щербатый . Просто это -
другая сторона " мысли народной " . *** Патриотизм и близость к народу в
наибольшей степени присущи Пьеру Безухову , князю Андрею Болконскому ,
Наташе Ростовой . В народной войне 1812 года была заключена та огромная
нравственная сила , которая очищала и перерождала любимых героев Толстого ,
выжигала в их душе многие сословные предрассудки , себялюбивое чувство . В
Отечественной войне судьба князя Андрея идёт той же дорогой , что и судьба
народная . Андрей Болконский сближается с простыми солдатами . " В полку его
называли " наш князь " , им гордились и его любили " , - писал Толстой . Он
начинает видеть главное назначение человека в служении людям , народу . Ещё
до войны 1812 года князь Андрей понял , что будущее народа зависит не от
воли правителей , а от самого народаю. Лидия Дмитриевна Опульская писала : "
Уже поняв внутренние пружины войны , Андрей Болконский ещё заблуждался
относительно мира . Его тянуло в высшие сферы государственной жизни, " туда
, где готовилось будущее , от которого зависели судьбы миллионов " . Но
судьбы миллионов решают не Адам Чарторыжский , не Сперанский , не император
Александр , а сами эти миллионы - такова одна из главных идей толстовской
философии истории . Встреча с Наташей Ростовой и любовь к ней ясно
подсказывают Болконскому , что преобразовательные планы холодного и
самоуверенного Сперанского не могут сделать его , князя Андрея , "
счастливее и лучше " ( а это всего важнее в жизни ! ) и не имеют никакого
отношения к жизни его богучаровских мужиков . Так впервые народная точка
зрения входит как критерий в сознание Болконского " . *** Простые русские
солдаты сыграли также решаю щую роль в моральном обновлении Пьера Безухова .
Он прошёл через увлечение масонством , благотворительностью , и ничто не
дало ему нравственного удовлетворения . Только в тесном общении с простыми
людьми он понял , что цель жизни в самой жизни : " Пока есть жизнь , есть и
счастье " . Уже на Бородинском поле , ещё до встречи с Каратаевым , у Пьера
Безухова зарождается идея опрощения : " Солдатом быть , просто солдатом ! "
Встречи с простыми солдатами произвели сильнейшее действие на его душу ,
потрясли его сознание , возбудили желание переменить , перестроить всю свою
жизнь . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " Душевное спокойствие ,
уверенность в смвсле жизни Пьер обратает , пережив героическое время 12 - го
года и страдания плена рядом с простыми людьми , с Платоном Каратаевым . Он
испытывает " ощущение своей ничтожности и лживости в сравнении с правдой ,
простотой и силой того разряда людей , которые отпечатлелись у него в душе
под названием они " . " Солдатом быть , просто солдатом " , - с восторгом
думает Пьер . Характкрно , что и солддаты , хоть не сразу , но охотно
приняли Пьера в свою среду и прозвали " наш барин " , как Андрея " наш князь
" . Пьер не может стать " просто солдатом " , капелькой , сливающейся со
всей поверхностью шара . Сознание своей личной ответственности за жизнь
всего шара неистребимо в нём . Он горячо думает о том ,что люди должны
опомниться , понять всю преступность , всю невозможность войны " . ***
Положительные черты Наташи Ростовой с особенной яркостью раскрываются в тот
момент , когда она , перед вступлением французов в Москву , одушевлённая
патриотическим чувством , заставляет сбросить с подвод семейное добро и
взять раненых и когда она же - в другую , счастливую и радостную минуту -
русской пляской и восхищением народной музыкой проявляет всю силу
заключённого в ней национального духа . От Наташи исходит энергия обновления
, освобождения от фальшивого , ложного, привычного , выводящая " на вольный
божий свет " . И здесь её роль равносильна тому , что даёт ищущим героям
Толстого общение с народом . Лидия Дмитриевна Опульская писала : " В образе
Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там ,
где нет добра , простоты и правды " . *** В романе " Война и мир " облик
каждого героя неразделим с его языковой характеристикой . Язык дворянской
знати - офранцуженный , выражения и обороты его , несмотря на изысканность ,
стали привычными штампами , употребляемыми в светской беседе для любого
случая . Лев Николаевич Толстой - знаток и ценитель великого русского языка.
По речи героев произведения мы можем судить об отношении к ним автора .
Толстой не вкладывает в уста своих любимых героев офранцуженный русский язык
. " Мысль народная " - главная идея романа " Война и мир " . Толстой знал ,
что жизнь , простая жизнь людей , с её " частными " судьбами , интересами и
радостями , идёт своим чередом , независимо от встреч Наполеона с
Александром , дипломатической игры или государственных планов Сперанского .
Лишь те исторические события , которые приводят в движение народные массы ,
касаются судеб национальных , способны изменить - пусть драматически , но
всегда благотворно - отдельного человека . Так очищаются и возвышаются в
бедствиях Отечественной войны его любимые герои : Андрей Болконский , Пьер
Безухов , Наташа Ростова . Каждый участник исторических событий для Толстого
не менее важен , чем Наполеон . Направление воли миллионов людей , которые ,
с точки зрения Наполеона и тогдашней исторической науки , были бесконечно
малыми единицами , определяет историческое развитие .
<<к выбору сочинения |
|
|