Рефераты |
|
"Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя романа И.А.
Гончарова «Обломов»"
В творчестве И.А. Гончарова романы – «Обыкновенная
история», «Обломов», «Обрыв» - занимают главнейшее место. На глубокое
внутренне единство этой своеобразной трилогии, созданной на разных этапах
творческого пути писателя и посвященной различным периодам русской жизни,
указывал сам автор. Но несомненно, что в трилогии Гончарова особое,
центральное место принадлежит «Обломову» - одному из «самых лучших романов
нашей литературы», по выражению М. Горького.
Глубокий социальный смысл образа Обломова и всей обломовщины был вскрыт
Добролюбовым. Он показал, что подобные уродливые явления есть порождение
крепостнического строя, паразитизма, основанного на помещичьих привилегиях и
дармовом труде крепостных.
Илья Ильич Обломов, когда-то резвый, живой и любознательный мальчик, влача
праздное, паразитическое существование (зачем трудиться, когда есть на это «триста
Захаров»!), постепенно опускается. Праздность становится его идеалом. «Жизнь
в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки –
это у него синонимы; другая – из покоя и мирного веселья». Праздность, лень
и апатия настолько укоренились в Обломове, что он иной идеал жизни считает
даже противоестественным. Немудрено, что Обломов далек от интересов
практической жизни, тяготится ее запросами, не способе оградить даже
собственные интересы. Когда втершийся в доверие Обломова жулик и шантажист
расспрашивает о состоянии его дел, Обломов дает ответ, потрясающий своей
откровенностью: «Я не знаю, что такое барщина, что такое сельский труд, что
значит бедный мужик, что богатый; не знаю, богат ли я или беден, буду ли я
через год сыт или я буду нищий – я ничего не знаю!». Перед ним, может быть
впервые, предстал весь трагизм и беспомощность его положения. И, несмотря на
это осознание, гибель Обломова неизбежна.
Гончаров суров и непреклонен в анализе участи своего героя, хотя писатель и
не замалчивает добрых его качеств. «Началось с неуменья надевать чулки и
кончилось неуменьем жить».
Но еще одна жертва, еще одна разбитая жизнь предстает перед читателями. Это
образ Захара. Этот образ играет огромную роль в раскрытии характера Обломова.
Крепостной Захар – это как бы микро-Обломов, это яркая иллюстрация к той
мысли, которую выстрадал еще Пушкин: крепостное рабство губительно
сказывается не только на угнетателях, но и на угнетаемых. Если в Обломове с
такой глубиной была отражена мертвящая сила крепостнических отношений в
применении к господствующему классу, то в судьбе крепостного Захара та же
опустошающая сила подтверждает мысль Пушкина. Оба они – и барин, и его слуга
– олицетворяют кризис и распад патриархально-крепостнического уклада жизни.
Обломовщина – это не только сам Илья Ильич, но и его слуга Захар с рабской
преданностью барину. Таким образом, в романе обнажается сложная взаимосвязь
рабства и барства. Отвратительная привычка Обломова получить удовлетворение
своих желаний не от собственных усилий, а от других повергла его в жалкое
состояние нравственного рабства. Рабство это так переплетается с барством
Обломова, так они взаимно проникают друг в друга и одно другим
обуславливаются, что, кажется, нет ни малейшей возможности провести между
ними какую-то границу. Обломов – раб своего крепостного Захара, потому что
полностью зависит от него. И трудно решить, который из них более подчиняется
власти другого. По словам Добролюбова, «чего Захар не захочет, того Илья
Ильич не может заставить его сделать, а чего захочет Захар, то сделает и
против воли барина, и барин покорится». Поэтому и слуга Захар в известном
смысле «барин» над своим господином. Полная зависимость от него Обломова
дает возможность и Захару спокойно спать на своей лежанке. Идеал
существования Ильи Ильича – «праздность и покой» -- является в такой же мере
вожделенной мечтой и Захара. Оба они, господин и слуга, дети Обломовки.
<<к выбору сочинения |
|
|