Рефераты |
|
"Женские образы в романе И.А. Гончарова «Обломов»"
Возвышенное сверкает подобно молнии
среди ночного мрака, и поражает нашу
душу
Вольтер
Кто красоту не может
защитить,
Ее златой медали не достоин
Шиллер
Что такое настоящая женская красота? Этот вопрос волновал
многих поэтов и писателей. В произведениях русской литературы ими созданы
прекрасные женские образы: Татьяна Ларина, Анна Одинцова, Наташа Ростова…Вот
идеалы женской красоты, гармонии. «В человеке все должно быть прекрасно: и
лицо, и одежда, и душа, и мысли», - так считал А.А. Чехов. Я считаю, что
настоящая красота – это гармония души и тела, твоя яркая индивидуальность,
непохожесть на других.
В романе И.А. Гончарова «Обломов» красота и уродство находятся рядом, между
ними происходит соперничество, постоянная борьба. Что перевесит? Кого же из
женщин предпочтет главный герой: утонченную Ольгу Ильинскую или примитивную
Агафью Пшеницыну? Эти героини в романе противопоставлены друг другу, и у
каждой – своя цель. Ольга Ильинская должна изменить жизнь Обломова, избавить
его от жизненного сна, заставить действовать. А Агафья Пшеницына вновь
погружает героя в духовную спячку, Обломов опять становится вялым,
беспомощным ребенком, неспособным к каким-либо решениям, поступкам.
В романе каждая деталь портрета имеет огромное значение для раскрытия
характера героя или героини, их внутреннего мира. Рисуя портрет Ольги
Ильинской, автор не случайно сравнивает ее внешность с античной статуей: «Но
если бы ее обратить в статую, она была бы статуя красоты и гармонии». Здесь
Гончаров согласен с Чеховым: «… в редкой девице встретишь такую простоту и
естественную свободу взгляда, слова, поступка… Ни жеманства, ни кокетства,
никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла!» Ольгу нельзя назвать красавицей, но
в ее внешности все пропорционально, автор любуется своей героиней, для него
это – идеал женщины. Но самое главное, что даже ее портрет: глаза, нос,
губы, постоянно излучают мысль.
Штольц знакомит Обломова с Ольгой в надежде, что эта женщина сможет изменить
сонную жизнь его друга. И действительно, любовь помогла герою, пусть на
непродолжительное время, очнуться: «Давно он не чувствовал такой бодрости,
такой силы, которая, казалось бы, вся поднялась со дна души, готовая на
подвиг». Ольга верит в то, что ей удастся изменить ленивого Обломова:
отучить спать после обеда, заставить читать, обустроить свое имение, уехать
за границу…
Романтические встречи с Ольгой, пробуждающаяся весенняя природа, пьянящий
запах ветки сирени, ландыши – все это, казалось бы, должно пробудить
Обломова ото сна, заставить страдать, чувствовать, любить: «И халат
показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной
нетерпима». Однако Илья Ильич считает себя недостойным Ольги, ему слишком
трудно изменить себя, избавиться от лени и бездеятельности. Женитьбу на
Ильинской он считает обузой прежде всего для нее самой. Если Ольга встретит
мужчину, более достойного, чем Обломов, то уже не сможет ничего изменить:
«Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь; вам будет досадно и стыдно за
свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль». Но герой не думает о
том, что его любимая тоже будет страдать и мучиться. Этот разрыв для нее
будет тяжелой душевной травмой. Однако вернувшись в Петербург, герои все
меньше общаются, и их чувства постепенно угасают. Ольга слишком идеальна,
слишком совершенна для его мертвой души, хотя ей и не хватает милого
мечтателя Обломова, его романтических признаний, душевного полета.
Илья Ильич предпочел более земную женщину.
Агафья Пшеницына и Ольга Ильинская у Гончарова – антиподы. Если Ильинская –
античная статуя, гармония души и тела, то Агафья – грубая, примитивная
женщина. Ее портрет автор рисует с сатирическими красками, внешность Агафьи
вызывает у читателя усмешку: «Она была очень бела и полна в лице, так что
румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки…бровей почти совсем не было,
а были на их местах две немного будто лоснящиеся полосы с редкими светлыми
волосами». Гончаров постоянно, с помощью ярких деталей подчеркивает,
насколько уродлива Агафья: платье на ней сидит в обтяжку, грудь «как подушка
дивана…». «Корова, сущая корова», - вот какое сравнение подбирает автор для
этой героини. Она может лишь исправно вести домашнее хозяйство, в ее глазах
нет и капли мысли. Однако, эта женщина не настолько уж глупа, раз сумела
прибрать все к своим рукам в доме Обломова. Если Ольга пыталась вернуть Илью
Ильича к жизни, то Агафья постепенно подводит его сначала к нравственной, а
потом и к физической смерти. «Илья Ильич обрюзг, скука въелась в глаза и
выглядывала оттуда, как немочь какая-нибудь». Но меняется не только Обломов,
меняется и сама Агафья: «Нет круглых, белых не краснеющих и не бледнеющих
щек; не лоснятся редкие брови; глаза у ней впали». Илья Ильич жалеет о
потерянной любви: Ольга выходит замуж за деятельного Андрея Штольца, и
Обломов завидует другу: «…ваше счастье будет для меня зеркалом, где я буду
видеть горькую и убитую жизнь; а ведь уж я жить иначе не стану, не могу».
Я думаю, что женские образы введены в роман для того, чтобы ярче раскрыть
характер главного героя. Ольга Ильинская – совершенство, идеал, и рядом с
ней Илья Ильич оживает, меняется, мечтает, чувствует.
Агафья Пшеницына безобразна, уродлива, вызывает у мужчин неприязнь,
антипатию. С одной стороны, противопоставлена Ольге, с другой – сопоставлена
с Обломовым. Он ее не любит, но жить с такой женщиной намного удобнее, чем с
утонченной Ольгой. Агафья, как мать, заботится о «большом ребенке», и мечта
постепенно ускользает из его души. Однако любовь не исчезает из сердца. Не
случайно Обломов просит Ольгу и Штольца позаботиться о своем сыне, понимая,
что Агафья не сможет воспитать из него достойного человека. И все же Обломов
уже не в силах изменить себя. В этом и заключается трагедия героя.
<<к выбору сочинения |
|
|