Рефераты |
|
"Что такое «обломовщина»? (по роману И. А. Гончарова «Обломов».)"
Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое
"обломовщина"?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки
зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с
беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину”
социально — как аллегорию крепостного права.
Что же это за явление — “обломовщина”? Куда уходят ее корни и почему она так
могущественна? Вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть,
повлияла на судьбу всего русского народа. Добролюбов понимал “обломовщину”
как социальное явление, некую аллегорию крепостного права.
И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека —
Ильи Ильича Обломова. “В Гороховой улице, в одном из больших домов... лежал
утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”, — такими словами
начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за
самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь когда
мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати
трех лет. Естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на
диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”? Однако Обломов ничего
не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он —
барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он
представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой.
“Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: "Барин!"
Да, я барин и делать ничего не умею!” — говорит Обломов. Он презирает людей,
занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на
ноги. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это
— символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто
выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара.
Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломов-ке, где
текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных
наслаждений”. Такая жизнь и стала обломовским идеалом.
Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется
“Сон Обломова”. Кода ее читаешь, становится ясно, что Илью Обломова
“превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в
детстве. Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась
“обломовщина”. Это типичный пример крепостного поместья, где источником
существования является труд крепостных крестьян.
Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира: “Интересы их были
сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с
чьими”. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей:
“Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”. Мать
Илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков,
обедов и ужинов. Впрочем, не менее важным “занятием” в Обломовке считался
сон: “...всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”.
Косность — основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых
традиций и обычаев, завещанных им предками. Им необходимо, чтобы все дни их
жизни походили один на другой. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их
интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные
крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: “Зачем дана жизнь?” Их
жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”.
Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь
для этого существуют “Захар да еще 300 Захаров”. И что же в результате?
Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком,
приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского
воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая”.
Воспитание, полученное Ильей Обломовым, обусловило его характер, его
нравственные понятия и отразилось на всей его судьбе: “Началось с неумения
надевать чулки, а кончилось — неумением жить”.
Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя.
Единственное, что он мог, — это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что
“сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Обломову доставляли дискомфорт любые
вторжения в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей
Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался
уберечь своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова
увлекла перспектива обновления: “Идти вперед — это значит вдруг сбросить
широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и
паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть”. Но боязнь жизни
оказалась сильнее.
Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила
его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга, так же
как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его
полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться. “Обломовщина”
победила чувство любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения
привычного образа жизни.
После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней, спокойной и
ленивой, жизни. И он нашел для себя последнее прибежище — дом Агафьи
Матвеевны Пшеницы-ной, которая создала для него примерно те же условия, что
были когда-то в Обломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя. С
Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то
Ольга спросила Обломова: “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что
сгубило тебя? Нет имени этому злу...” — “Есть, — сказал он чуть слышно... —
"Обломовщина"!” Так, в конце концов, сам Обломов нашел слово для обозначения
того зла, которое погубило всю его жизнь.
<<к выбору сочинения |
|
|