Рефераты |
|
"Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова «Обломов»"
“Разбирать женские образы, созданные И. А. Гончаровым, значит предъявлять
претензию быть великим знатоком женского сердца”, — заметил один из наиболее
проницательных русских критиков.
Н. А. Добролюбов
Действительно, образ Ольги Ильинской можно назвать
несомненной удачей Гончарова-психолога. В нем воплотились не только лучшие
черты русской женщины, но и все лучшее, что видел писатель в русском
человеке вообще.
“Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней,
ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня...
Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии” —
именно так, всего в нескольких деталях дает И. А. Гончаров портрет своей
героини. И уже в нем мы видим те черты, которые всегда привлекали русских
писателей в любой женщине: отсутствие искусственности, красоту не застывшую,
а живую. “В редкой девице, — подчеркивает автор, — встретишь такую простоту
и естественную свободу взгляда, слова, поступка... Ни жеманства, ни
кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла”.
Ольга чужая в своей среде. Но она не жертва, потому что в ней есть и ум, и
решительность, чтобы отстаивать право на свою жизненную позицию, на
поведение, не ориентированное на общепринятые нормы. Не случайно Обломов
воспринял Ольгу как воплощение того идеала, о котором он грезил. Едва Ольга
спела “Casta diva”, он сразу “узнал” ее. Не только Обломов “узнал” Ольгу, но
и она его. Любовь для Ольги становится не только испытанием. “Где она брала
уроки жизни?” — с восхищением думает о ней Штольц, который любит Ольгу
именно такую, преображенную любовью.
Именно отношения главного героя романа с Ольгой позволяют нам глубже понять
характер Ильи Обломова. Именно Ольгин взгляд на своего возлюбленного
помогает читателю посмотреть на него так, как того хотел автор.
Что же видит Ольга в Обломове? Ум, простоту, доверчивость, отсутствие всех
тех светских условностей, которые также чужды ей. Она чувствует, что в Илье
нет цинизма, но есть постоянное стремление к сомнению и сочувствию. Но Ольге
и Обломову не суждено быть счастливыми.
Обломов предчувствует, что их с Ольгой отношения не могут всегда быть их
личным делом; они непременно обернутся множеством условностей, обязанностей.
Надо будет “соответствовать”, заниматься делами, стать членом общества и
главой семьи и так далее. Штольц и Ольга упрекают Обломова в
бездеятельности, а он в ответ лишь дает несбыточные обещания или улыбается
“как-то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его
наготой”.
Ольга постоянно размышляет не только о своем чувстве, но и о влиянии на
Обломова, о своей “миссии”: “И все это чудо сделает она, такая робкая,
молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала
жить!” И любовь становится для Ольги долгом, а потому уже не может быть
безоглядной, стихийной. Больше того, Ольга не готова пожертвовать ради любви
всем. “Тебе хотелось бы узнать, пожертвовала ли бы я тебе своим
спокойствием, пошла ли бы я с тобой по этому пути?.. Никогда, ни за что!” —
решительно отвечает она Обломову.
Обломов и Ольга ждут друг от друга невозможного. Она от него — деятельности,
воли, энергии; в ее представлении он должен стать похожим на Штольца, но
только сохранив при этом лучшее, что есть в его душе. Он от нее —
безоглядной, самоотверженной любви. И оба они обманываются, убеждая себя,
что это возможно, а потому неизбежен конец их любви. Ольга любит того
Обломова, которого создала она сама в своем воображении, которого она
искренне хотела создать в жизни. “Я думала, что оживлю тебя, что ты можешь
еще жить для меня, — а ты уж давно умер”, — с трудом выговаривает Ольга
суровый приговор и задает горький вопрос: “Кто проклял тебя, Илья? Что ты
сделал? <...> Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...” “Есть, — отвечает
Илья. — Обломовщина!” Трагедия Ольги и Обломова становится окончательным
приговором тому явлению, которое изобразил Гончаров.
Ольга выходит замуж за Штольца. Именно он сумел добиться того, что в душе
Ольги здравый смысл, рассудок окончательно победили терзавшее ее чувство. Ее
жизнь можно назвать счастливой. Она верит в своего мужа, а потому любит его.
Но Ольга начинает чувствовать необъяснимую тоску. Механическая, деятельная
жизнь Штольца не дает тех возможностей для движения души, которые были в ее
чувстве к Обломову. И даже Штольц угадывает: “Узнав раз, его разлюбить
невозможно”. С любовью к Обломову умирает часть души Ольги, она навсегда
остается жертвой.
“Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может
теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, <...> живое
лицо, только такое, каких мы еще не встречали”, — писал Добролюбов. Мы можем
уверенно сказать, что Ольга Ильинская продолжает ту галерею прекрасных
женских типов, которую открыла Татьяна Ларина и которыми будет восхищаться
не одно поколение читателей.
<<к выбору сочинения |
|
|