Рефераты |
|
Образ революционной эпохи в поэме А.А. Блока
"Двенадцать".
Революция, как грозовой вихрь, как
снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает
многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит
на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления
потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о
великом.”
(Из статьи Блока “Интеллигенция и революция”)
Блок восторженно принял Октябрьскую революцию.
Октябрьская революция открыла Блока как художника, вдохновила его на
создание “12” -лучшего его произведения, закончив которое он обычно
беспощадно строгий к себе, сказал: “Сегодня я- гений!”
В “12” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел
открывавшийся ему в романтических пожарах и метелях образ освобожденной
революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный,
неудержимый “мировой пожар”, в очистительном огне которого должен гореть без
остатка весь старый мир.
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные и слабые стороны.
Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” - музыку разрушения.
Беспощадно , “со святой злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме этот
прогнивший мир с его буржуями, барышнями, попами. Но разумное,
организованное, созидательное начало социалистической революции не получило
в “12” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях
поэмы- красногвардейцах, беззаветно вышедших на штурм старого мира пожалуй
больше от анархической “вольницы”(активно действовавшей в октябрьские дни),
нежели от авангарда петроградского рабочего класса, который под руководством
партии большевиков обеспечил победу революции.
Ветер, вьюга, метель, снег- это образы ,символизирующие стихию
очистительной революционной бури, силу и мощь народного выступления.
В основе произведения - конфликт старого и нового. Их непримиримость
подчеркнута резким контрастом “черного” и “белого”.
Образ Христа Блок как бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт
исходил при этом из своих субъективных( и самому ему до конца ясных)
представлений о раннем христианстве как “религии рабов”, проникнутой
бунтарскими настроениями и приведших к распаду старого, языческого мира. В
этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской
помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “12” искупаются всецело
проникающим это замечательное произведение высоким революционным пафосом,
живым ощущением величия и всемирно-историческим значением Октября. “Вдаль
идут державным шагом” -сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то есть в далекое
будущее, и именно державным шагом, то есть как новые хозяева жизни,
строители молодой пролетарской державы. Это и есть главное и основное, что
определяет смысл и историческое значение “12” как величественного памятника
Октябрьской эпохи.
Поэма “12” сделала имя А. Блока поистине всенародно-известным. Строки ее
перешли в плакаты, газетные столбцы , на знамена первых воинских частей
Красной Армии.
“Всем телом, всем сердцем слушайте Революцию”, -призывал поэт. Чистый и
сильный голос Блока приветствовал революцию как новый день мира.
<<к выбору сочинения |
|
|