| ГЛАВНАЯ | E-MAIL | ГОСТЕВАЯ КНИГА |СДЕЛАТЬ СТАРТОВОЙ | ДОБАВИТЬ В ИЗБРАННОЕ |
Карта сайта |
Реклама |
|||
Рефераты |
КОМПОЗИЦИЯ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» И опять идут двенадцать. А. Блок
Александр Александрович Блок — гениальный мастер слова, одним из первых
русских поэтов сумевший услышать и перелить в стихи «музыку революции». В
поэме «Двенадцать» Блок пытался запечатлеть время такое необычное, бурное и
интересное. Поэма состоит из двенадцати глав, это число еще раз повторится в
двенадцати революционных солдатах, охраняющих порядок в Петрограде, и в
полунамеке на учеников Иисуса, идущего впереди, «хороняся за дома». Поэма
удивительно музыкальна: у каждой главы свой ритм и мелодия. Начинаясь
бесшабашной русской частушкой: Как пошли наши ребята В красной гвардии
служить — В красной гвардии служить — Буйну голову сложить! Через городской
«жестокий романс» автор приходит к четкому революционному маршу: ...Вдаль
идут державным шагом... — Кто еще там? Выходи! Это — ветер с красным флагом
Разыгрался впереди... Поэт высокой культуры и изысканного вкуса, Блок «не
боится» включать в свое произведение разговорную лексику простого солдата,
старушки, прохожего. Эти слова не экзотические вкрапления, а существенная
деталь поэмы. Автор показывает жизнь революционного Петербурга с реальными
героями. Вон барыня в каракуле К другой повернулась: — Уж мы плакали,
плакали... Поскользнулась И — бац — растянулась. Поэма «Двенадцать»
построена на излюбленном блоковском приеме — антитезе. Черный вечер, Белый
снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем божьем
свете! Два контрастных цвета, белый и черный, господствуют в поэме. Лишь в
конце появится красное знамя. Почему поэт видит революцию двухцветной?! Эта
поэма совсем не так проста, как может показаться на первый беглый взгляд.
Блок восторженно приветствовал революцию, несущую обновление, а в своей
поэме он рисует беспощадный портрет участников и победителей. Гуляет ветер,
порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни, Кругом — огни,
огни, огни... В зубах цигарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз!
Никакого романтизма, загадочности. Совершенно определенная характеристика
участников — каторжников. Отчего же завораживает читателя повествование?
Почему-то веришь, что эти двенадцать создадут необыкновенный, доселе
неизвестный мир. Совершенно неожиданно впереди этих бойцов оказывается
Иисус, олицетворяющий святость помыслов и самой революции. Позади — голодный
пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим. If от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из
роз — Впереди — Исус Христос. Поэма «Двенадцать» на долгие годы стала
хрестоматийным олицетворением революции, а ее создатель — большевистским
поэтом. Сам Блок не был столь категоричен в оценке этого произведения.
Будучи символистом, он и в этой поэме остался верен себе. ОСОБЕННОСТИ
ИЗОБРАЖЕНИЯ ДВУХ МИРОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ» — Отвяжись ты,
шелудивый, Я штыком пощекочу! Старый мир, как пес паршивый, Провались —
поколочу! А. Блок В 1918 году Александр Александрович Блок создает свое
ярчайшее произведение — поэму «Двенадцать», в ней поэт передает «музыку
революции», которую сумел услышать и перевести в стихи. Поэма построена на
антитезе — противопоставлении двух цветов — белого и черного, двух миров —
старого и нового. Черный вечер, Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит
человек. Ветер, ветер — На всем божьем свете! Блок пытается художественно
осмыслить и передать в образах те грандиозные свершения, которые творились в
те дни на его глазах. Драматическое и напряженное противостояние двух миров
он изображает предельно правдиво, не стараясь давать оценку происходящему.
Многие очевидцы боятся революцию, проклинают, ждут еще худших времен. Ветер
хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал
нос. А это кто?—Длинные волосы ' И говорит вполголоса: — Предатели! —
Погибла Россия! Должно быть, писатель — Вития... И ОПЯТЬ ...ветер веселый И
зол, и рад... Это скорее символ перемен, сметающий все ненужное,
искусственное и наносное. От северного ветра трудно спрятаться и удержаться
на ногах. Он настигает и сносит. Лишь двенадцать могут противостоять напору
стихии, потому что сами так же неуправляемы, неудержимы в своей ненависти и
непримиримости к старому миру. Злоба, грустная злоба Кипит в груди... Черная
злоба, святая злоба... Товарищ! Гляди В оба. Блок не старается приукрасить
своих героев, они реальные люди, их душе близка разбойная вольница. В зубах
— цигарка, примят картуз. На спину б надо бубновый туз! И революция, по
словам поэта, «...это не идиллия». В стихийном движении вперед она сметает
на своем пути правых и виноватых, случайной и ненужной жертвой становится
Катька, убитая своим любовником Петрухой. Да, жертвы неизбежны и, как
правило, нелепы. Несчастный убийца даже погоревать толком не может. Его
революционные товарищи сердятся неуместности горя бойца: — Ишь, стервец,
завел шарманку. Что ты, Петька, баба, что ль? — Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь! — Поддержи свою осанку! — Над собой держи
контроль! — Не такое нынче время, Чтобы нянъчиться с тобой! Поэма во многом
символическая. Блок описывает реальные события и лица, но не может
отказаться от намеков, домыслов, пытаясь максимально точно выразить тот
образ, который существует в его воображении, восприятии этого стихийно
рождаюпегося из хаоса нового мира. Не поэтому ли в заключении по-МЬ1 впереди
двенадцати появляется Иисус Христос — символ святости революции? Правда,
сами бойцы далеки от такого понимания своего дела, стреляют «пулей в Святую
Русь». И опять появляется символ старого мира — шелудивый пес. Он неотступно
идет за патрулем. Они соединены незримой нитью, эту связь трудно уничтожить
в единый миг. Концовка поэмы самая необъяснимая и загадочная. Эти двенадцать
идут, ведомые Иисусом, в незримую тьму. Что она им сулит? Блок, вероятно,
предвидел еще большие жертвы и потери и оказался провидцем. Двадцатый век
принес России огромные испытания, которые потребовали от страны напряжения
всех душевных и физических сил. |
|||
Сочинения | ||||
Биографии | ||||
Ссылки | ||||
Copyright© 2003-2004 Любое исправление информации или её размещение в других источниках строго запрещено! Руководитель проекта Nitro |
|