Рефераты |
|
Значение символических образов в поэме А. Блока
«Двенадцать»
Поэму Блока «Двенадцать» долгое время считали
произведением, посвященным исключительно Октябрьской революции, не
воспринимая того, что скрыто за символами, не придавая значения тем
вопросам, которые были затронуты в нем автором.
Многие писатели, как российские, так и зарубежные использовали символы,
вкладывая с их помощью глубокий смысл в самые обычные, казалось бы, ничего
не значащие сцены. Так, у Фета цветок – это женщина, птица – душа, а круг –
иной мир, зная эти тонкости, лирику поэта начинаешь понимать совсем по-
другому. Так же как Брюсов, Соловьев, Белый и другие представители
литературного направления под названием «символизм», Александр Александрович
Блок употребляет в своем произведении много символов: это и имена, и числа,
и цвета, и погода.
В первой части поэмы «Двенадцать» сразу же бросается в глаза следующий
контраст: черный вечер и белый снег. Скорее всего, это не просто наиболее
выразительные определения, которые автор решил использовать, а значит,
подобное противопоставление имеет определенный смысл. Два противоположных
цвета могут означать только раскол, разделение.
Далее снова упоминаются эти прилагательные: черное небо, черная злоба, белые
розы; и вдруг появляется красная гвардия и красный флаг. Они цвета крови.
Получается, что при столкновении произойдет кровопролитие, а оно уже совсем
близко – над миром поднимается ветер революции.
Мотив бури важен не только в понимании настроения людей, он позволяет
рассматривать христианскую тематику, как сознательное искажение Библии.
Двенадцать человек – двенадцать апостолов, среди них Андрюха и Петруха, а
кругом огни, как в преисподней, люди же символизирующие последователей
Христа, больше похожи на каторжников, к тому же они свободны от веры в Бога.
А впереди сквозь вьюгу идет «Исус Христос», держа в руках кровавый флаг.
Пурга, по Пушкину – свадьба ведьмы или похороны домового, а Христос – сын
Божий, принявший мученическую смерть за грехи человеческие, не может
призывать к насилию. По – видимому сам дьявол ведет за собой апостолов. Люди
знают, что где- то рядом находится лютый враг, но они не видят беса,
которому, пущенные вслепую пули, не могут причинить никакого вреда. А позади
людей ковыляет пес – земное обличье черта, в таком виде Мефистофель являлся
Фаусту у Гете. Голодный пес следит за тем, чтобы апостолы двигались в нужном
направлении и не вышли из царства мертвых. Таким образом революцию и ее
вершителей благословляет вовсе не Бог, а сатана.
В поэме важна также символика имен. Героиня «Двенадцати», Катька, появляется
на сцене во второй главе, чтобы погибнуть в шестой вместе со святой Русью от
рук неверующих. Как ни странно, Блок дает той, что пала так низко, что даже
каторжники презирают ее, такое светлое имя: Катерина значит чистая. Но так и
должно быть, ведь она символизирует Россию, она самый положительный персонаж
поэмы «Двенадцать». Так же как Катерина из «Грозы» Островского или Катюша
Маслова из «Воскресения» Толстого, Катька впадает в грех, но она все- таки
остается святой, как наша Русь, ввергнутая в кровавое сражение между прошлым
и будущим. Еще Катьку можно рассматривать как Коломбину, тогда Петруха
превращается в Пьеро, а все происходящее в Петрограде начинает напоминать
кукольную комедию в балаганчике. Тогда становятся понятными неуклюжие
движения игрушек, которых дергают за ниточку невидимые руки. Частушки в
третьей главе и балаганный стих в четвертой лишь усиливают это впечатление.
А патруль продолжает обход, и всюду ему слышатся раскаты грома,
предупреждающие о приближении Грозы. И лишь один Петька чувствует неладное,
его печалит смерть Катьки, пугает разыгравшаяся стихия. Но товарищи его идут
и идут вперед, стремясь отделаться от старого мира. Подходит время
двенадцатой главы, она самая сложная. Ею заканчивается поэма, но вопросы,
поставленные автором, остаются без ответа. Кто эти двенадцать? Куда они
идут? И почему впереди всех этот странный «Исус Христос» в белом венце из
роз и с красным флагом? Блок позволяет читателям самим разобраться в этом, а
в заключительной части он собирает вместе все самое важное и помогает нам
проникнуть взглядом сквозь вьюгу и мглу, чтобы мы поняли Тайну.
Таким образом становится понятно, что литературная символика способна тонко
выразить симпатию к герою или личный взгляд автора на что- то важное. Блок
использует ее во всей полноте, делая ссылки на произведения других писателей
или оперируя понятными без всяких пояснений образами, такими, как цвет,
стихия ветра. Поэма «Двенадцать» полна загадок и откровений, она заставляет
задумываться над каждым словом, каждым знаком с целью правильно расшифровать
его. Это произведение хорошо иллюстрирует творчество Александра Блока, по
праву занимающего свое место в ряду знаменитых символистов.
<<к выбору сочинения |
|
|