Рефераты |
|
"«Раздается мерный шаг...» (По поэме А. Блока
«Двенадцать»)"
И вечный бой. Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
А. А. Блок
Тему сочинения я выбираю вполне осознанно, потому что
считаю ее очень актуальной, интересной, хотя и небезопасной. Писать о
революции в наши дни трудно, потому что в оценке этого явления человеческой
истории сейчас наблюдается полная неопределенность. С одной стороны,
революцию объявляют аморальной, причем такая оценка дается лишь революции
1917 года в России, а, например, революция конца ХУШ века во Франции
по-прежнему считается “Великой”. С другой стороны, многие убеждены, что
революция была благом для России, она спасла страну от гибели и принесла
счастье простому народу.
Чтобы принять чью-то точку зрения и высказать свое мнение, нужно, мне
кажется, обратиться к свидетельствам той эпохи, к дням, “которые потрясли
мир”. Важное место среди таких свидетельств принадлежит произведениям,
созданным поэтами, писателями, художниками, композиторами, то есть людьми,
которые тоньше, чем другие, чувствуют дух и атмосферу своего времени. А
первым русским поэтом, откликнувшимся на “мировой пожар”, был Александр
Александрович Блок, автор знаменитой поэмы “Двенадцать”.
Эту поэму надо читать много раз, чтобы понять ее смысл, угадать позицию
автора, а через нее — и смысл революции. Но читать одну поэму — это значит
оторвать ее от всего творчества А. Блока, изолировать ее от того
мучительного пути к родине, России, по которому прошел поэт, чтобы в конце
его, поставив точку в поэме “Двенадцать”, записать в дневнике: “Сегодня я —
гений”.
Весь жизненный и поэтический опыт подготовил Блока к тому, чтобы
откликнуться на революцию практически мгновенно, вослед происшедшему.
Поэтому поэма “Двенадцать” воспринимается не как хронология события, не как
хвалебная ода взявшим власть большевикам, а как отклик сердца и души поэта
на то, что он называл “музыкой революции”.
Для Блока революция — это прежде всего стихийный взрыв народного возмущения,
“возмездие” тем, кто держал народ в нищете и темноте. Этот взрыв
символически обозначен в самом начале поэмы:
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Перечислив представителей мира сытых и бездушных: буржуя, витию, попа, —
Блок в девятой главе дает обобщенно-символический образ тех, кто виновен в
страданиях народа:
Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный, как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.
Сравнение старого мира с безродным псом не оставляет сомнения в том, что
этот мир глубоко антипатичен поэту, что Блок искренне убежден в
необходимости и исторической целесообразности его уничтожения, как в этом
были убеждены, между прочим, не только большевики, но и многие честные
патриоты России, отнюдь не сторонники пролетарской диктатуры, задолго до
событий октября 1917 года.
Но ведь Блок совсем не в восторге и от тех, кто “на горе всем буржуям”
раздувает пожар революции:
В зубах — цигарка, примят картуз,
На спину б надо бубновый туз!
Это далеко не “твердокаменные большевики”, “пламенные революционеры”, как
потом называли тех, кто штурмовал Зимний дворец, а деклассированные
элементы, люмпены, по которым, говоря образно, “плачет тюрьма”. И ведут они
себя соответственно: восприняв свободу как вседозволенность, Ванька, один из
двенадцати, в порыве ревности убивает Катьку. По мнению поэта, вершители
революции и не могли быть другими, потому что такими их сделал “старый мир”.
Это те “кровь и пыль”, сквозь которые народ идет к справедливой жизни.
Величайшая заслуга Блока, по-моему, состоит, однако, не в том, какими он
нарисовал революционеров, а в том, что он уловил и передал в поэме
диалектику истории: любое значительное событие, в том числе и революция,
сплачивает и дисциплинирует участников, направляет их силы и волю на
достижение важной цели, а также изменяет, преображает каждого из тех, кто
участвует в исторической драме. Так было и во время Отечественной войны 1812
года, когда бок о бок сражались барин и холоп, освобождая Россию от
нашествия Наполеона, так было и во время революции 1917 года. Товарищи не
только требуют от Ваньки: “Над собой держи контроль!”, но грозно напоминают
ему:
Не такое нынче время,
Чтобы нянчиться с тобой!
Бывшие люмпены почувствовали ответственность за. совершенное и готовы взять
ее на свои плечи, отвечать за судьбу России. В последней главе поэмы
двенадцать, которых автор теперь называет “рабочий народ”, “вдаль идут
державным шагом”. А. Блок нашел удивительно точный эпитет: “державными”
могут быть действия тех, кто сознательно и осмысленно продолжает начатое, в
ком месть сменяется идеей созидания. В этом мне видится пророчество поэта,
не услышанное новой властью, которая, пренебрегая созиданием, в течение
многих лет все силы направляла на возмездие старому миру, не замечая порой,
как под топор возмездия попадали и те, ради блага которых совершалась
революция. Мне кажется, что такой же пророческий смысл имеет в поэме и образ
Иисуса Христа, который, оставаясь невидимым, возглавляет отряд
красногвардейцев в финале поэмы. Этот образ, появившийся в поэме неожиданно
и для самого Блока, напоминает о милосердии, о том, что революция не может и
не должна стать кровожадным монстром, пожирающим своих детей. Не случайно
ведь в статье “Интеллигенция и революция” поэт призывал всем сердцем слушать
музыку революции. А “сердце” и “музыка” несовместимы с насилием и
страданием, а тем более с кровью невинных. Иисус Христос и призван был
напомнить об этом тем, кто решился на переделку мира.
Александр Александрович Блок написал честную и чистую от сиюминутных
пристрастий поэму о революции. Мне кажется, что такой и была наша революция
в самом начале. И не вина Блока в том, что она изменилась впоследствии, как
нет в том вины и самой революции, потому что ее характер изменили люди, не
умевшие или не желавшие слушать сердцем свой народ. История уже дала оценку
этим людям, а суть революции помогла мне понять гениальная поэма Александра
Александровича Блока “Двенадцать”.
<<к выбору сочинения
|
|
|