Рефераты |
|
"Образы и символика в поэме А. Блока «Двенадцать»"
Поэма “Двенадцать” была
написана А Блоком в январе 1918 года, когда октябрьские события были уже
позади, но прошло еще недостаточно времени, чтобы осмыслить их и дать
объективную историческую оценку. Революция 1917 года пронеслась, как буря,
как ураган, и трудно было однозначно сказать, что хорошего и что плохого она
принесла с собой. Именно под таким стихийным впечатлением была написана
поэма “Двенадцать”.
Яркие, многозначные образы и символы играют важную роль в поэме А. Блока, их
смысловая нагрузка велика; это позволяет более живо представить
революционный Петербург, революционную Россию, понять авторское восприятие
революции, его мысли и надежды. Одним из главных символов революции в поэме
“Двенадцать” является ветер, подобно ему, он сносит все на своем пути.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!
Завивает ветер
Белый снежок.
Под снежком - ледок.
Скользко, тяжко,
Всякий ходок
Скользит - ах, бедняжка!
В этой части поэмы А. Блок стремился донести до читателя атмосферу времени,
когда всякий может “подскользнуться” на “ледке” революции, захваченный
врасплох ураганом перемен.
В поэме встречается еще один яркий символ - “мировой пожар”. В статье
“Интеллигенция и революция” Блок писал, что революция подобна стихийному
явлению, “грозовому вихрю”, “снежному бурану”; для него “размах русской
революции, желающей охватить весь мир, таков: она лелеет надежду поднять
мировой циклон...”. Эта идея нашла свое отражение в поэме “Двенадцать”, где
автор говорит о “мировом пожаре” — символе вселенской революции. И этот
“пожар” обещают раздуть двенадцать красноармейцев:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови —
Господи, благослови!
Эти двенадцать красноармейцев олицетворяют собой двенадцать апостолов
революционной идеи. Им поручено великое дело - защищать революцию, хотя их
путь лежит через кровь, насилие, жестокость. С помощью образа двенадцати
красноармейцев Блок раскрывает тему пролитой крови, насилия в период великих
исторических перемен, тему вседозволенности. “Апостолы революции”
оказываются способны убивать, грабить, нарушать Христовы заповеди, но без
этого, по мнению автора, невозможно осуществить задачи революции. Блок
считал, что путь к гармоничному будущему лежит через хаос, кровь.
В этом смысле образ Петрухи, одного из двенадцати красноармейцев, который из
ревности убил Катьку, немаловажен. С одной стороны, А. Блок показывает, что
его злодейство быстро забывается и оправдывается еще большим грядущим
злодейством. С другой стороны, через образы Петрухи и Катьки Блок хочет
передать, что, несмотря на происходящие важные исторические события, любовь,
ревность, страсть - вечные чувства, которые руководят поступками человека.
Также немаловажными в поэме “Двенадцать” являются образы старухи, попа,
буржуя - они представители старого, отжившего мира. Например, старуха далека
от революции, от политических дел, ей непонятен смысл плаката “Вся власть
Учредительному собранию!”, она не принимает и большевиков (“Ох, большевики
загонят в гроб!”), но старуха верит в Богородицу, “матушку-заступницу”. Для
нее важны насущные проблемы, а не революция:
На канате — плакат:
“Вся власть Учредительному Собранию!”
Старушка убивается — плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят...
Поп и буржуй боятся последствий революции, боятся за свою судьбу, за сбою
дальнейшую жизнь:
Ветер хлесткий!
Не отстает и мороз!
И буржуй на перекрестке
В воротник упрятал нос.
А вон и длиннополый -
Сторонкой - за сугроб...
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Старый, отживший, ненужный мир в поэме представлен также как “безродный”,
“холодный” пес, который едва плетется за двенадцатью красноармейцами:
...Скалит зубы.— волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный - пес безродный...
Впереди - Исус Христос.
Образ Христа в поэме олицетворяет веру Блока в преодоление кровавого греха,
в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему. Его образ
символизирует не только веру автора в святость задач революции, не только
оправдание “святой злобы” революционного народа, но и идею принятия Христом
очередного греха человека, идею прощения и надежду, что люди придут к Его
заветам, к идеалам любви, к вечным ценностям. Иисус идет впереди двенадцати
красноармейцев, которые проходят путь от свободы “без креста” к свободе с
Христом.
Революционный Петербург, в котором разыгрываются “вселенские стихии”,
олицетворяет всю революционную Россию. А. Блок изобразил ее как расколотый
надвое мир, как противостояние черного и белого. Символика цвета играет
важную роль в поэме “Двенадцать”: с одной стороны, черный ветер, черное
небо, черная злоба, черные ремни винтовок, а с другой — белый снег, Христос
в белом венчике из роз. Чёрное, злобное настоящее противопоставлено белому,
светлому, гармоничному будущему. Символикой красного цвета выражается мотив
кровавого преступления. Красный флаг, с одной стороны, - символ победного
конца, с другой стороны -символ кровавого настоящего. Цвета ассоциируются с
образом времени: черное прошлое, кровавое настоящее и белое будущее.
Благодаря системе образов и символике в поэме “Двенадцать” Блоку удалось
показать, что в кровавом настоящем происходит становление нового человека и
переход от хаоса к гармонии. В этом и заключается, по мысли поэта, истинный
смысл революции.
<<к выбору сочинения
|
|
|